Site-specific выставка «Быть здесь»: размышления о границах города и природы
До 15 сентября в Мещерино проходит site-specific проект «Быть здесь» студентов и выпускников Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Работы 29 участников представлены на трех площадках: бетонный недостроенный павильон, в лесном массиве и на усадьбе. В проекте художники размышляют над границами городской среды и природной зоны.
Узнали у кураторов, как возникла идея выставки, с какими сложностями они сталкивались в процессе ее реализации, а также поинтересовались их личным отношением к месту.
Вера Ершова
куратор выставки
Об идее сделать site-specific проект и о выборе площадки
Мимо этого недостроенного здания я езжу каждый день. Оно расположено на границе поселка и леса. И меня давно завораживают его формы — оконные проемы так пересекаются друг с другом, что сквозь здание видно лес. Возникает своеобразная геометрическая композиция, которая меняется в зависимости от угла зрения. Пространство задумывалось как культурный центр для поселка, но так пока им и не стало. Мне показалось интересным такое сочетание культурного и природного, обжитого и дикого, реального и фантастического, причем эти традиционные противопоставления здесь смягчаются. Как мне кажется, их границы становятся не такими четкими и понятными. А наш проект — это возможность для здания воплотить свое предназначение — стать галереей, пространством для искусства.
Мы старались максимально сохранить пространство в нетронутом виде, оставили затопленный коридор, мхи, деревья и гнезда птиц. Некоторые объекты внедрены так, чтобы зрители увидели и само здание во всей его неожиданной красоте. Но есть объекты, которые буквально захватывают все пространство, как будто сжимая или разрывая его, но при этом остаются лишь воздушными химерами.
Я активно участвую в экологических проектах этого района. И одна из целей — это обратить внимание на заповедный лес, на границе которого находится наша «заброшка». Лес — совершенно уникальный, так как состоит из дубов и лип, здесь гнездятся коршуны и живет зеленый дятел. Мы прилагаем много сил, чтобы сохранить его.
О сложностях при работе над выставкой
Мне кажется, этот проект развивается как живое существо, уже отдельно от нас. Начался он с моей фантазии, а превратился в настоящее торнадо, куда затянуло вихрем 27 художников из разных городов: от именитых мастеров до дебютантов. Все работы они сделали специально для проекта, частично изготовление легло на мои плечи. Паблик-арт всегда отличается более сложным производством, так как объекты должны быть устойчивыми к воздействию сил природы и зрителей.
Я мечтала придерживаться принципов новой экологичности, но все время ловила себя на том, что очень сложно перестроить мышление и перестать украшать пейзаж, улучшать природу. О таком «украшательстве» работа Саши Сорокиной «Соблазн».
Полина Тюпина (Polly T)
куратор выставки
Об идее сделать site-specific проект и о выборе площадки
Для меня проект начался осенью 2023 года — Вера Ершова на одной из встреч обмолвилась, что хочет сделать выставку в заброшенном здании около ее поселка. Также я знала, что вокруг реки Туровки складывается крайне неблагоприятная ситуация экологического пренебрежения. Зимой все сложилось в план масштабного проекта. Когда место интересует лишь с потребительской точки зрения, это значит, что его не видят и не замечают. Надо было изменить часть повседневности и выделить ее так, чтобы она перестала быть фоном и появилась возможность взглянуть на нее первым взглядом путешественника.
Заброшенное здание удивительно в том, что оно не принадлежит ни привычно понимаемой природе, ни городу. Оно — место, вырванное из контекста, пространство внутри другого. Его не надо «обживать» или «возвращать человеку». Оно одно из тех пространств, которым мы даем высказаться. С помощью, например, работы Елены Извольской стены и правда обретают способность «говорить».
«Горки Ленинские» для меня — особое место: я росла в среде, где были живы далекие идеалы. Проекты наших художников, расположенные в «Горках», прекрасно работают с темой памяти — и заново увиденных мест. Как привычное, мимо чего легко проходит взгляд, меняет свои облик и суть, если присмотреться внимательнее.
Я надеюсь, наш проект поможет сменить оптику зрителям. Не только относительно этих территорий, но и относительно любых привычных им пространств.
О сложностях при работе над выставкой
Несколько месяцев мы прорабатывали концепт. Хотелось учесть все, добавить множество нюансов. Я очень благодарна ректору Института современного искусства Иосифа Бакштейна и одному из членов экспертного совета Станиславу Шурипе, который помог мне нащупать самое основное, связать это с современностью.
Общение с художниками, обсуждение их проектов и идей — здесь следовало быть очень аккуратной, чтобы мое видение концепта и места не мешало им сделать свое высказывание. Реальность состоит из множества взглядов, надо было дать возможность зрителям увидеть множество точек для отсчета своего собственного «здесь и сейчас». Надеюсь, каждый посетитель, побывав в этих местах, сможет затем увидеть и свою окружающую действительность не как фон, а как калейдоскоп настоящего.
Очевидная сложность — основное здание. Работы в нем ведутся активно с весны, проводится электричество, меняется территория вокруг. Здание должно быть готово принять людей, но при этом сохранить свой статус места вне пространств, места между пространствами. Не стоит забывать и о работе за кулисами проекта — сметы, переговоры, дизайн. Проект должен иметь документацию, чтобы остаться, когда в сентябре прекратит свое бытование на площадках. Память — это не только то, с чем мы работаем, но и то, что хотим оставить после себя.