Site-specific exhibition "Be Here": reflections on the boundaries of the city and nature

on view

Author: Sasha Shapiro

Photos: Alexandra Ptitca

21 August, 2024

Until September 15, Meshcherino is hosting the site-specific project "Be Here" by students and graduates of the Joseph Bakshteyn Institute of Contemporary Art. The works of 29 participants are presented at three sites: a concrete unfinished pavilion, in a forest area and on an estate. In the project, the artists reflect on the boundaries of the urban environment and the natural zone.

We asked the curators how the idea for the exhibition came about, what difficulties they encountered during its implementation, and also asked them about their personal attitude to the place.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Вера Ершова

куратор выставки

Об идее сделать site-specific проект и о выборе площадки

Мимо этого недостроенного здания я езжу каждый день. Оно расположено на границе поселка и леса. И меня давно завораживают его формы — оконные проемы так пересекаются друг с другом, что сквозь здание видно лес. Возникает своеобразная геометрическая композиция, которая меняется в зависимости от угла зрения. Пространство задумывалось как культурный центр для поселка, но так пока им и не стало. Мне показалось интересным такое сочетание культурного и природного, обжитого и дикого, реального и фантастического, причем эти традиционные противопоставления здесь смягчаются. Как мне кажется, их границы становятся не такими четкими и понятными. А наш проект — это возможность для здания воплотить свое предназначение — стать галереей, пространством для искусства.

Мы старались максимально сохранить пространство в нетронутом виде, оставили затопленный коридор, мхи, деревья и гнезда птиц. Некоторые объекты внедрены так, чтобы зрители увидели и само здание во всей его неожиданной красоте. Но есть объекты, которые буквально захватывают все пространство, как будто сжимая или разрывая его, но при этом остаются лишь воздушными химерами.

Я активно участвую в экологических проектах этого района. И одна из целей — это обратить внимание на заповедный лес, на границе которого находится наша «заброшка». Лес — совершенно уникальный, так как состоит из дубов и лип, здесь гнездятся коршуны и живет зеленый дятел. Мы прилагаем много сил, чтобы сохранить его.

О сложностях при работе над выставкой

Мне кажется, этот проект развивается как живое существо, уже отдельно от нас. Начался он с моей фантазии, а превратился в настоящее торнадо, куда затянуло вихрем 27 художников из разных городов: от именитых мастеров до дебютантов. Все работы они сделали специально для проекта, частично изготовление легло на мои плечи. Паблик-арт всегда отличается более сложным производством, так как объекты должны быть устойчивыми к воздействию сил природы и зрителей.

Я мечтала придерживаться принципов новой экологичности, но все время ловила себя на том, что очень сложно перестроить мышление и перестать украшать пейзаж, улучшать природу. О таком «украшательстве» работа Саши Сорокиной «Соблазн».

Полина Тюпина (Polly T)

куратор выставки

Об идее сделать site-specific проект и о выборе площадки

Для меня проект начался осенью 2023 года — Вера Ершова на одной из встреч обмолвилась, что хочет сделать выставку в заброшенном здании около ее поселка. Также я знала, что вокруг реки Туровки складывается крайне неблагоприятная ситуация экологического пренебрежения. Зимой все сложилось в план масштабного проекта. Когда место интересует лишь с потребительской точки зрения, это значит, что его не видят и не замечают. Надо было изменить часть повседневности и выделить ее так, чтобы она перестала быть фоном и появилась возможность взглянуть на нее первым взглядом путешественника.

Заброшенное здание удивительно в том, что оно не принадлежит ни привычно понимаемой природе, ни городу. Оно — место, вырванное из контекста, пространство внутри другого. Его не надо «обживать» или «возвращать человеку». Оно одно из тех пространств, которым мы даем высказаться. С помощью, например, работы Елены Извольской стены и правда обретают способность «говорить».

«Горки Ленинские» для меня — особое место: я росла в среде, где были живы далекие идеалы. Проекты наших художников, расположенные в «Горках», прекрасно работают с темой памяти — и заново увиденных мест. Как привычное, мимо чего легко проходит взгляд, меняет свои облик и суть, если присмотреться внимательнее.

Я надеюсь, наш проект поможет сменить оптику зрителям. Не только относительно этих территорий, но и относительно любых привычных им пространств.

О сложностях при работе над выставкой

Несколько месяцев мы прорабатывали концепт. Хотелось учесть все, добавить множество нюансов. Я очень благодарна ректору Института современного искусства Иосифа Бакштейна и одному из членов экспертного совета Станиславу Шурипе, который помог мне нащупать самое основное, связать это с современностью.

Общение с художниками, обсуждение их проектов и идей — здесь следовало быть очень аккуратной, чтобы мое видение концепта и места не мешало им сделать свое высказывание. Реальность состоит из множества взглядов, надо было дать возможность зрителям увидеть множество точек для отсчета своего собственного «здесь и сейчас». Надеюсь, каждый посетитель, побывав в этих местах, сможет затем увидеть и свою окружающую действительность не как фон, а как калейдоскоп настоящего.

Очевидная сложность — основное здание. Работы в нем ведутся активно с весны, проводится электричество, меняется территория вокруг. Здание должно быть готово принять людей, но при этом сохранить свой статус места вне пространств, места между пространствами. Не стоит забывать и о работе за кулисами проекта — сметы, переговоры, дизайн. Проект должен иметь документацию, чтобы остаться, когда в сентябре прекратит свое бытование на площадках. Память — это не только то, с чем мы работаем, но и то, что хотим оставить после себя.

on view

Author: Sasha Shapiro

Photos: Alexandra Ptitca

21 August, 2024