Хороший пример: выставка «Афинская школа» в тульском кластере «Октава»
До 4 ноября в Туле в творческом индустриальном кластере «Октава» открыта тотальная инсталляция «Афинская школа» художника Романа Сакина из коллекции Антона Козлова. Инсталляция была создана в 2014 году, а с тех пор расширилась, сменила несколько площадок и даже принимала настоящих учеников.
Мы прошли через все комнаты школы и поговорили с художником и коллекционером о деталях большого проекта, его преемственности московскому концептуализму, а также обсудили значимость внимания к любимым авторам.
Роман Сакин
художник
ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ ИМЕННО К СЮЖЕТУ АФИНСКОЙ ШКОЛЫ, ЧЕМ ОН ДЛЯ ВАС ВАЖЕН?
Кажется, глядя на название, что этот проект исторический, но это вовсе не так. Это школа, где предлагается изучать устройство мира как бы с нуля, будто никто этого не делал раньше. Как говорится, сбросить Пушкина и Достоевского с парохода. Здесь, например, нужно смотреть на дерево, как на непонятный коричневый столб с чем-то зеленым наверху. Такой подход похож на опыты античных натурфилософов, поэтому и название такое. Например, на фреске Рафаэля «Афинская школа» какие-то бородатые мужики размышляют о чем-то умном, и ученики в моей школе, подражая им, должны размышлять о чем-то умном, перенимая скорее атмосферу школы, а не конкретные философские учения.
КАК ДОЛГО ВЫ РАБОТАЛИ НАД ПРОЕКТОМ?
Это третий этап проекта. Сначала была инсталляция в галерее, над которой я работал около года. Затем, на втором этапе, школа существовала в реальности с живыми учениками и работала один год в мастерских Третьяковской галереи. На новой выставке эти две истории объединились.
Антон Козлов
коллекционер, соонователь фонда «Новые коллекционеры», автор YouTube-канала «Пока все дома у Антона»
КАК И ЗАЧЕМ, ПО ВАШЕМУ, СЕГОДНЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ОТКРЫВАЮТ ВЫСТАВКИ СВОИХ ХУДОЖНИКОВ?
Выставка Романа Сакина все-таки не моя личная инициатива, а наша общая с самим художником и кластером «Октава». Если подходить к коллекционированию искусства через любовь к художнику, то всегда хочется, чтобы его произведения были доступны как можно большему числу зрителей в самых разных институциях нашей страны. И я рад поддерживать все, что касается популяризации моих любимых авторов, ведь если этого не делать, то вскоре мы будем слышать только голоса МОСХа и ярмарки Аrt Russia.
КАКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЫ ВИДИТЕ МЕЖДУ ПРАКТИКОЙ РОМАНА САКИНА И МОСКОВСКИМ КОНЦЕПТУАЛИЗМОМ?
Невооруженным глазом считываются общие и для художников концептуального круга, и для Романа Сакина принципы работы с пространством, с текстом. Большой масштаб, большие идеи, глобальность и, при этом, даже некоторое пренебрежение материалом — все это отличительные признаки российского искусства, которые мы можем обнаружить у современных художников самых разных поколений.