Хороший пример: выставка «Исвкусство» галереи сцена/szena
До 7 февраля в галерее сцена/szena, пространство которой находится в цокольном этаже отеля «Рихтер», открыта выставка «Исвкусство». Название — составлено из слов «искусство» и «вкус», намекая на условность границ между понятиями.
Подробнее о художниках, устройстве выставки и о том, как современные авторы думают о моде, мы узнали у директора галереи Руслана Потамошнева и куратора Эльмиры Минкиной.

Руслан Потамошнев
директор галереи сцена/szena
Об идее проекта
В художественной среде России сегодня сформировался слой, способный воспроизводить себя сам. Это не только художники и галеристы, но и коллекционеры, «случайные» покупатели искусства, площадки, бизнесы, готовые сотрудничать и поддерживать инициативы, связанные с развитием искусства в стране. На наш взгляд сейчас лучшее время открывать новые имена. Именно поэтому с этого галерейного сезона мы решили посмотреть, что происходит в среде молодого искусства и задумали целый цикл групповых выставок, которые репрезентируют молодых авторов из разных регионов России, работающих с разными медиумами.
Помимо художников мы также исследуем профессиональную среду, где появляются новые имена. Там мы и познакомились с Эльмирой Минкиной — молодым куратором из Москвы. Эльмира относительно новый игрок, но уже успела реализовать ряд серьезных проектов в больших институциях таких как МСИ, PERMM, ММОМА, Новое крыло дома Гоголя и другие. Именно ей мы и доверили собрать групповой выставочный проект для сцена/szena.
Эльмира предложила интересную оптику: посмотреть на творчество молодых авторов сквозь призму влияния моды на те или иные медиумы в искусстве. Нам идея понравилась, так как она созвучна с сегодняшним днем, где мода является неотъемлемой частью бытовой жизни жителя мегаполиса. При этом, я не вспомню ни одной подобной выставки за несколько лет, где вдохновением для создания искусства стали бы предметы одежды или журналы о моде. Скорее — происходит наоборот.
Для этой выставки мы с Анастасией порекомендовали нескольких авторов. Например, с Дашей Гитманович проект сцена/szena сотрудничает достаточно давно. То, как художница скрупулезно работает с цветом на своих полотнах, не может не восхищать. Среди новой волны художников Дашу сильно выделяет (в хорошем смысле) западная живописная школа, традиция. И разумеется, тот нарратив с которым Даша работает идеально ложится в канву проекта.
С Зухрой Салаховой я уже сотрудничал в прошлом проекте и было интересно продолжить эту линию в сцена/szena и посмотреть, что же художница сможет предложить нам в новых обстоятельствах.
Работы Павла Варнавского я впервые увидел, когда навещал одного из наших ведущих живописцев — Кирилла Гаршина — в его родном городе Воронеже. Должен сказать, что в Воронеже уйма талантливых художников — плодородная земля. Позже, на ярмарке BLAZAR, мы с Анастасией увидели большие холсты Паши и подумали, что было бы здорово включить этого художника в одну из наших будущих выставок. У Паши интересный визуальный язык. Легкий и свободный, при этом вибрирующий, будто звук в динамике. Смотреть на его холсты — одно удовольствие. Так он и оказался в списке участников.
Остальных авторов Эльмира предложила сама, и совместными усилиями мы реализовали проект. Результаты вы можете увидеть своими глазами в нашей галерее на цокольном этаже отеля «Рихтер» до 7 февраля 2025 года.

Эльмира Минкина
куратор выставки
О выборе художников для проекта
Выбор художников обусловлен, с одной стороны, прагматичным интересом галереи сцена/szena поработать с новыми авторами, а с другой — свободой, данной мне как куратору, в определении концепции и финального списка участников выставки. Тема пересечения искусства и моды почти сразу вышла на первый план и благодаря множеству смысловых и визуальных интерпретаций позволила объединить как перспективных «новичков», так и художников, знакомых московской аудитории — 0331с и Гришу, Павла Варнавского, Дарью Гитманович, Александра Гордеева, Андрея Ковалевского, Василия Козловского и Зухру Салахову. Все они — представители самых разных художественных направлений: от живописи и графики до видео и объектов. В своей практике они так или иначе обращаются к способности моды создавать и транслировать определенные коды, которые служат индикаторами времени, места, большинства и избранности, персональной и коллективной манеры одеваться и презентовать себя. То, как по-разному эти коды проявляются в работах художников, становится особенно интересно исследовать, собрав их в одном замкнутом галерейном пространстве.
О названии
Придумывание названий для проектов — одна из моих любимых кураторских обязанностей. Когда я наконец смогла ясно и лаконично сформулировать тему выставки, пришло и название — игра слов, синтез «искусства» и «вкуса» как субъективной оценки моды. Оно обозначает моду на территории современного искусства, ее место и роль, становится буквальным переводом ошибки и иронии в сознательный художественный — и кураторский — выбор.
О взаимодействии моды и искусства
Некоторые работы были подготовлены специально для проекта — например, живопись Павла Варнавского по ранним эскизам и «Подруги» Дарьи Гитманович, остальные предоставлены авторами из созданных за последние пару лет. То есть хронологически выставка документирует современную нам жизнь и визуальную культуру, но каждый автор говорит на своем «диалекте» модного языка. Например, Александр Гордеев, параллельно с художественной развивающий международную модельную карьеру, осмысляет в своих объектах оборотную сторону моды как диктатора стандартов и условностей, загоняющих нас в рамки. Текстильные фигуры Зухры Салаховой своей технологической близостью к предметам одежды отсылают к смене физической оболочки как к одному из признаков внутренних процессов и перемен. Герои фильма-перформанса «Наш каменный век» 0331с и Гриши живут одновременно в прошлом, настоящем и будущем, добывая огонь в жилетке из кристаллов топаза и цитрина и разговаривая по телефону из осколка кварца. Зин Андрея Ковалевского дает представление не только об индивидуальном стиле и образе жизни самого художника, но и о предпочтениях его сверстников, молодых двадцатилетних ребят, а еще это миниатюрный аналог модного журнала. Для упомянутых Павла Варнавского и Дарьи Гитамонич отсылки к конкретным брендам становятся, с одной стороны, отражением их собственных условных «кроссовок мечты», а с другой — характерными особенностями персонажей и сюжетов. В печатных работах Василия Козловского узнаваемый принт использован в качестве фона, который несет определенное ДНК бренда и контрастирует с главным героем фильма «На игле» (1996). Художники смотрят на моду шире, чем просто на одежду, и это сообщение считывается так же, как в пословице «Встречают по одежке».