Хороший пример: выставка «Фокус. Графика» в галерее MYTH
8 июня в петербургской галерее MYTH открылась групповая выставка «Фокус. Графика». Проект объединил в себе семь художников и групп, в чьей практике графика занимает важное место наравне с живописью, скульптурой и инсталляцией. Кураторами экспозиции в этот раз стала вся команда галереи MYTH, и мы решили их спросить, какие художники представлены в проекте и почему выбор пал именно на них.
Дарья Добровольская, pr-менеджер: «Думаю, в случае этой выставки очень важно, что мы готовили ее всей командой, абсолютно на каждом шаге. Нам было важно сделать ее по-настоящему командным кураторским проектом. Мы вместе формировали список художников-участников и состав работ, приходили к единому экспозиционному решению, писали тексты и даже выбирали и клеили оракал (поздно вечером и за пару дней до открытия). А как мы придумывали название... И именно название было, пожалуй, самой сложной частью!
Когда выставки готовят кураторы или сам художник, команда галереи всегда остается за скобками, несмотря на всю подготовительную, организационную и физическую работу. Этим проектом мы хотели показать, как круто может сделать одна команда — люди, которые давно работают вместе, понимают друг друга и разделяют общие ценности! Это такая маленькая революция, чтобы сделать видимым то, что всегда подразумевается, но остается в стороне.
Я писала текст о Петре Кирюше — художнике, которого мы давно и нежно любим. Мы регулярно показываем его на ярмарках — на BAD+ в Бордо два года подряд, на Cosmoscow в 2022 году.
Мне кажется, на нашей выставке Петя Кирюша и Лиза Бобкова демонстрируют два совершенно разных подхода к работе с графикой. Если Лиза привносит графичность в разные медиумы (бумага, калька, ткань, металл), то Петя в живописи и графике ставит перед собой прежде всего живописные задачи. Он старается передать ощущение мерцающего света и глубокой тьмы, создать эффект мрачности яркими красками или воспроизвести гармонию форм и цвета с помощью нехарактерных сочетаний. Он как будто изобретает живопись заново, играя с нашей оптикой».
Ксения Филиппова, artist-менеджер: «Выставку "Фокус. Графика" мы готовили довольно быстро и спонтанно. В выставочном плане у нас стоял групповой проект на лето, который должен был быть кураторским. Однако мэтча с предложенной концепцией не произошло, поэтому мы решили сделать его самостоятельно, и всей командой выступить как кураторы. И это действительно получился очень командный проект — каждая из нас вложилась на 100%. Такое включение всех в работу сделало возможным подготовку в сжатые сроки, ведь придумывать концепцию и всю реализацию пришлось с нуля.
Самым сложным для меня было состыковать всю логистику — на выставке мы показываем работы не только наших художников, поэтому нужно было забирать работы или у коллег галеристов, или из мастерских художников в Москве, и договориться со всеми подрядчиками — оформление, монтажные работы в галерее, печать текстов на стены — чтобы мы успели в назначенные сроки. Я до последнего момента не верила, что мы откроемся вовремя и успеем сделать все, что задумали, уговаривала перенести открытие хотя бы на пару дней, но благодаря вовлеченности всех в команде, все получилось!
Из представленных произведений на выставке я бы хотела выделить работы Лизы Бобковой, потому что она использует не только бумагу для графики, но также кальку и ткань. На выставке представлены графические работы, являющиеся продолжением серии "Жест немного застревает" с одноименной персональной выставки в музее прикладного искусства при Академии Штиглица (2021). Они посвящены размышлениям о природе художественной практики и утрате потенции собственного жеста в профессиональной монотонности исполнения своих работ. Трехметровая калька со "звуковой волной" представляет образ информационного шума, из которого выплескиваются отдельные фразы. Лиза уверена, что в общем потоке уцелеют не самые "хорошие" или самые "плохие" слова, но самые искренние. Рефлексируя на совершающуюся в мире гуманитарную катастрофу, Лиза создает работу на ткани "Acid Tears №1", где хлором выводит свою летопись образов, наполненных ужасом и страданием».
Ольга Профатило, основатель, арт-директор: «Идея коллективного кураторства мне кажется очень интересной, но при этом очень сложной, поскольку необходимо совмещать видение и концептуальное решение сразу четырех людей. Но так как мы в команде уже давно работаем вместе и являемся действительно командой, то в нашем случае решения приходили в дополнение к друг другу.
Я писала текст о работах Никиты Селезнёва — автор давно не выставлялся на территории РФ и его проект, представленный в Грузии, на мой взгляд, является очень сильным высказыванием, поэтому было очень важно включить графику из этого проекта в выставку.
МишМаш — это совсем новая для нас команда, арт-группа, с которой знакомы лично только я и Юля, поэтому мы вместе их и интегрировали».
Юлия Вяткина, основатель, директор: «Подготовка любой выставки — это всегда стресс, в этот раз он не был меньше, ведь художники все разные, объединить их и грамотно выстроить экспозицию было сложно. Но мы справились! Почему я выбрала именно Людмилу Баронину и ее серию графических листов? Сперва по первому эмоциональному впечатлению — в детстве у меня была книга "Атлас лекарственных растений". Я могла рассматривать ее часами, это мне очень откликнулось, и затем уже, изучив саму идею проекта, нашла подтверждения своего выбора.
Проект Людмилы Барониной "Вести из ниоткуда" навеян одноименным романом-утопией Уильяма Морриса. В серии Люды изображен мир гибридов — прекрасных растений, освободившихся от своих прямых функций и наделенных совершенной античной анатомией. Ставшие внешне похожими на людей они обрели все свойственные человеку качества, как хорошие, так и не очень».
Посетить выставку можно до 15 августа.