«Меня всегда интересуют детали». Маша Косарева о выставке «FRONTEND: павильон России в Венеции»
До 12 августа в пространстве A-House открыта выставка, посвященная павильону России на Венецианской биеннале. О том, как создавалась экспозиция, каким образом она перекликается с пространством и что кураторов вдохновляло — рассказала Маша Косарева, программный куратор A-House.
Об архитектуре выставки
Выставка располагается в архитектурной галерее A-Gallery на первом этаже А-House. Это сводчатый зал палат XVIII века, что, конечно, дает определенный визуальный контекст, который подходит не каждому проекту. Но в случае нашей выставки своды добавляют воздуха и эфемерности центральной кинетической скульптуре, и отчасти рифмуются с элементами фасада самого павильона, которому посвящена выставка.
О проекте, который вдохновил
Тут важно сказать, что это мой первый опыт кураторства. Но как арт-директор и дизайнер у меня большой опыт работы с выставками (Венецианская биеннале, Политехнический музей, ММОМА и другие культурные проекты и институции) и тесной работы с кураторами. Поэтому я бы хотела отметить совместную работу с Ариной Вырва, куратором и историком архитектуры и исследователем архитектуры, и Александрой Ковалевой, архитектором, сооснователем бюро KASA, автором проекта реконструкции павильона 2021 года. Со своей стороны как куратор я пользовалась приемами из графического дизайна: это слои, коллажность и параллельность повествования, когда одновременно история разворачивается в нескольких контекстах — история элементов фасада, история проектов и их авторов.
О сложностях работы над проектом
Кажется, что про павильон уже много сказано: Музей современного искусства Garage выпускал книжку, приуроченную к столетию здания, на выставке Архмосква показывали хронологию архитектурных проектов, а реконструкция павильона в 2021 году сама по себе стала громким информационным поводом. Поэтому найти правильную и интересную оптику было вызовом. А-Gallery это архитектурная галерея, точка начала любого проекта, который мы в ней показываем, — здание и его архитектура. Логично было и на здание павильона посмотреть пристально.
Меня всегда интересуют детали, и я предложила такой подход к исследованию павильона: проследить историю знаковых элементов фасада во времени, двигаясь от современности в прошлое. Мы выбрали 7 элементов: вензель с годом основания, орел, ворота со львом и единорогом, надпись "Russia", проемы и террасу. Оказалось, что неизменным за 109 лет оставался только вензель!
Этот же набор элементов позволил нам не выбирать самостоятельно, о каких проектах, представленных в павильоне, рассказывать, а связать истории с элементами. Так получилось 7 тематических сюжетов: о политике, истории, реконструкции, критике павильона. Например, ворота напоминают о неофициальном проекте группы Lion & Unicorn, названной в честь льва и единорога, размещенных Щусевым на воротах павильонаx. Команда представила проект Virtual Russian Pavilion и поставила вопрос об открытости, доступности и независимости процессов, связанных с выбором кураторов и проектов для павильона России.
Другая моя любимая история — как СССР впервые стал участником архитектурной биеннале в 1991 году с проектами студентов МАРХИ, а уже в августе экспозиция и ее кураторы встретили в Венеции новость о путче и задавались вопросом, куда же они вернутся и какое государство представляют на выставке.
Самое важное, что хотелось показать, — это неизбежность перемен: не только большие заметные реконструкции влияют на архитектуру, но точечные кураторские решения, вызовы времени в сумме трансформируют здание и пространство. А здание, в свою очередь, подсказывает, как складывается нарратив выставочных проектов.