Хороший пример: персональные выставки Алексея Луки в Ruarts и «9Б»
Весной сразу в двух городах проходят две персональные выставки московского художника Алексея Луки — «Фантомные воспоминания» в пространстве Ruarts и «Взгляд в сторону» в нижегородской галерее 9Б. В небольшом интервью художник подробно рассказал о выставках, принципе создания своих работ, а также мебели и цвете как «триггерах» воспоминаний.
В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ СХОДСТВО И В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ВЫСТАВОК?
Концепции выставок, конечно, совершенно разные, а сходство заключается в материалах, из которых созданы работы, — это преимущественно дерево и найденные предметы. И там, и там одинаковые медиумы — ассамбляжи, коллажи и объекты.
Выставка «Фантомные воспоминания» родилась с создания работы «что-то ценное», сделанной в ящике из-под микроскопа, который в любой ситуации можно взять с собой. С нее началась целая серия, в основе которой бытовые предметы, связанные у зрителя с определенными воспоминаниями из жизни.
95% всех работ на выставке «Фантомные воспоминания» созданы специально для нее, в то время как в Нижнем Новгороде, на выставке «Взгляд в сторону», представлены работы разных лет. Там я впервые попробовал изменить пространство галереи за счет материала пола (для разделения экспозиции был использован линолеум и ковролин).
КАК ПОСТРОЕНА АРХИТЕКТУРА ВЫСТАВОК?
«Фантомные воспоминания» — это пространство для объектов, в которых не считывается контекст и время, а на первый план ставятся произведения, сделанные на основе предметов быта. Первый этаж оформлен с ярким акцентом, который, по ощущениям, отсылает нас к хорошим воспоминаниям, хотя у каждого зрителя эти ассоциации работают по-разному.
В экспозиции на втором этаже, наоборот, преобладают темные фоны и тусклый свет, выделяющий произведения на первый план. Лично для меня черный цвет на выставке работает как забвение и отсутствие воспоминания о пространстве и времени. Хотелось, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на самих работах, где ассоциации могут вызвать как отдельный предмет, так и вся работа целиком.
Пространство выставки «Взгляд в сторону» разделено на две части с доминантой — стулом-троном, который является одной из многочисленных точек зрения на экспозицию. Для работ выстраивается некая среда обитания, а не просто белое галерейное пространство. Зритель либо находится с той стороны, где стоит объект в виде трона, и целиком охватывает всю экспозицию перед собой, либо переходит на другую сторону, к другому ракурсу, где на полу размещен ассамбляж, повторяющий элементы работ в этой части выставки.
ТВОИ ОБЪЕКТЫ ВО МНОГОМ ОТСЫЛАЮТ К ФОРМАМ СОВЕТСКОЙ МЕБЕЛИ, КОТОРУЮ ВСЕ ЕЩЕ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ В ИНТЕРЬЕРАХ МНОГИХ РОССИЯН. СОЗНАТЕЛЬНО ЛИ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ К ИНТЕРЬЕРНОМУ ЯЗЫКУ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ?
Бытовая тема проходит через все мое творчество. Все эти детали так или иначе связаны с пространствами, в которых мы проводим очень много времени, и для разных поколений они вызывают совершенно разные воспоминания. Я стараюсь использовать предметы разного времени — от домовой резьбы и деревенской утвари до мебели 60–80-х годов и современных материалов. Мне интересно работать с деревом и стирать грань между предметами быта и произведениями искусства. Мебель и артефакты разных лет и эпох для этого очень подходят.
КАК ОНИ СТАНОВЯТСЯ ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ ДЛЯ ВОСПОМИНАНИЯ О «СОБЫТИИ, КОТОРОЕ ИЗМЕНИЛО ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ» (КАК ОБ ЭТОМ СКАЗАНО В ТЕКСТЕ К ВЫСТАВКЕ «ФАНТОМНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ»)?
С помощью ассоциаций, которые вызывает тот или иной предмет или деталь в работе. За одним моментом ты вспоминаешь другой, выстраиваешь цепочку эпизодов, приукрашая или заменяя разные факты. В большинстве случаев с этим связаны события, которые на тебя повлияли в лучшую сторону. На открытии выставки мы спрашивали гостей, что им приходит в голову во время просмотра выставки. Например, часть работы «Маяк №8» напомнила одному из посетителей табуретку из детства, на которую ему разрешали забраться, только чтобы украсить новогоднюю елку.
ЦВЕТ ТОЖЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ТАКИМ «ТРИГГЕРОМ», ЗАПУСКАЮЩИМ ПРОЦЕССЫ ВОСПОМИНАНИЯ?
Действительно, цветовой акцент или определенная деталь мебели являются «триггерами», за которые цепляется зритель и на основе которых по кусочкам, по ниточкам, как и само произведение, собираются целостные образы из прошлого.
ГДЕ И КАК ТЫ ИЩЕШЬ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВОИХ РАБОТ?
Предметы нахожу всегда разными способами — чаще всего просто на улицах. Если мне нужно что-то конкретное, то покупаю на Avito. Также есть несколько человек, которые собирают мебель и предметы быта на улицах, — у них я потом выкупаю то, что меня интересует за небольшую плату. Иногда разные вещи отдают знакомые, а иногда я их покупаю на блошиных рынках.
НА ЧТО ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ И ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ?
Если говорить про геометрию, у меня есть два способа создания работ: первый, бессознательный, когда я отталкиваюсь от темы или от окружения, где был этот объект, и второй — по эскизу, когда я заранее подбираю и нахожу материал, делаю сначала из него фон и только потом собираю элементы вместе. В таких работах можно увидеть сюжеты, которые очень тщательно скрыты. Обычно они про взаимоотношения людей или на бытовую тематику.
Что касается цвета, то в городе я люблю вписывать свои работы в окружающий ландшафт. При работе с деревом я использую только естественную приглушенную и грязную палитру, обычно с одним ярким акцентом. Мне важно, чтобы работы были очень спокойными, но бывают иногда и исключения, когда что-то нужно выделить из контекста, — все зависит от того, какого эффекта мне необходимо добиться.
А В ЧЕМ ТЫ ВИДИШЬ СВОЮ МИССИЮ КАК ХУДОЖНИК?
Мне кажется, художник всегда находится в поиске этой миссии — она может постоянно меняться. Для меня важно обратить внимание зрителя на тот мир, в котором мы находимся, на все те небольшие детали, которые нас окружают, на их историю, традиции, культурные объекты и коды, которые мы теряем и постепенно забываем, на бережное отношение и использование ресурсов — не только материальных, — на возможность использования вторичных материалов.
КАКИМИ ХУДОЖНИКАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Ответить так сразу невозможно — их очень много, и появляется все больше интересных молодых авторов. Думаю, могу назвать несколько, чьи работы для себя открыл относительно недавно: Phyllida Barlow, Tomoo Nishidate, Bram Braam, Mathias Weinfurter, Christian Henkel.
РАССКАЖИ НАПОСЛЕДОК ПРО СВОИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ.
Планов очень много: хочу попробовать сделать несколько работ в области предметного дизайна, поработать над архитектурными проектами и открыть большую выставку в ММОМА в сентябре этого года.