Good example: the exhibition "The School of Athens" in the Tula cluster "Oktava"
Until November 4, the total installation "The School of Athens" by artist Roman Sakin from the collection of Anton Kozlov is open in the creative industrial cluster "Oktava" in Tula. The installation was created in 2014, and since then has expanded, changed several sites and even hosted real students.
We walked through all the rooms of the school and talked with the artist and collector about the details of the large project, its continuity with Moscow conceptualism, and also discussed the importance of paying attention to favorite authors.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Роман Сакин
художник
ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ ИМЕННО К СЮЖЕТУ АФИНСКОЙ ШКОЛЫ, ЧЕМ ОН ДЛЯ ВАС ВАЖЕН?
Кажется, глядя на название, что этот проект исторический, но это вовсе не так. Это школа, где предлагается изучать устройство мира как бы с нуля, будто никто этого не делал раньше. Как говорится, сбросить Пушкина и Достоевского с парохода. Здесь, например, нужно смотреть на дерево, как на непонятный коричневый столб с чем-то зеленым наверху. Такой подход похож на опыты античных натурфилософов, поэтому и название такое. Например, на фреске Рафаэля «Афинская школа» какие-то бородатые мужики размышляют о чем-то умном, и ученики в моей школе, подражая им, должны размышлять о чем-то умном, перенимая скорее атмосферу школы, а не конкретные философские учения.
КАК ДОЛГО ВЫ РАБОТАЛИ НАД ПРОЕКТОМ?
Это третий этап проекта. Сначала была инсталляция в галерее, над которой я работал около года. Затем, на втором этапе, школа существовала в реальности с живыми учениками и работала один год в мастерских Третьяковской галереи. На новой выставке эти две истории объединились.
Антон Козлов
коллекционер, соонователь фонда «Новые коллекционеры», автор YouTube-канала «Пока все дома у Антона»
КАК И ЗАЧЕМ, ПО ВАШЕМУ, СЕГОДНЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ОТКРЫВАЮТ ВЫСТАВКИ СВОИХ ХУДОЖНИКОВ?
Выставка Романа Сакина все-таки не моя личная инициатива, а наша общая с самим художником и кластером «Октава». Если подходить к коллекционированию искусства через любовь к художнику, то всегда хочется, чтобы его произведения были доступны как можно большему числу зрителей в самых разных институциях нашей страны. И я рад поддерживать все, что касается популяризации моих любимых авторов, ведь если этого не делать, то вскоре мы будем слышать только голоса МОСХа и ярмарки Аrt Russia.
КАКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЫ ВИДИТЕ МЕЖДУ ПРАКТИКОЙ РОМАНА САКИНА И МОСКОВСКИМ КОНЦЕПТУАЛИЗМОМ?
Невооруженным глазом считываются общие и для художников концептуального круга, и для Романа Сакина принципы работы с пространством, с текстом. Большой масштаб, большие идеи, глобальность и, при этом, даже некоторое пренебрежение материалом — все это отличительные признаки российского искусства, которые мы можем обнаружить у современных художников самых разных поколений.