Imaginary worlds of the past and present: why the Pushkin museum cares about memorial house-museums and who needs this in St. Petersburg

on view

Author: Irina Gerasimova

Photos: Varvara Toplennikova

22 May, 2024

«The Art of Living at Home» project explores how art exists in domestic spaces and what stories it can tell. Works by contemporary artists are placed in the house-museums of famous figures from the past. In doing so, the project creators, the team from the Northwestern Branch of the Pushkin State Museum of Fine Arts, establish a dialogue between the present and the past.

We discuss how the relationship between contemporary art and memorial museums is developing, the role mystification plays in this, and how the theater of the absurd is involved.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Мемориальный дом-квартира это почти всегда реконструкция образа жизни известной личности, основанная на коллективных представлениях о том, чем жил этот человек и что любил. Сама идея музея такого типа основывается на мифе или даже иллюзии — воспроизведение предметного мира писателя, художника, музыканта или ученого, выстроенное на фотографиях, личных вещах, разного рода архивах и байках, видится большой условностью.

Зачем люди приходят в мемориальные дома-квартиры? — ключевой вопрос, требующий ответа в контексте осмысления музеев данного типа. Скорее всего, посетители приходят за эмоциями и вдохновением — любопытно подсмотреть, почувствовать и стать соучастным. А апелляция к участию зрителя является маркером современного искусства, предполагающим диалог, пересмотр устоявшихся представлений и поиск новых способов коммуникации.

Блестящим примером переосмысления концепции мемориального дома-квартиры за последние годы стал музей Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге «Полторы комнаты». Особенным это место делают два решения, принятые командой и ставшие ключевыми ценностями — во-первых, здесь историческое пространство не делает вид, что его герой «только что» вышел — та часть квартиры, где жил Бродский, показана как руина с небольшим вмешательством современного дизайна и предлагает взгляд на это место как на воспоминание. Во-вторых, здесь есть и общественное пространство, где посетители могут напрямую изучать предметный мир поэта: читать его книжки, слушать его пластинки или просто долго смотреть в окно, если хочется. Но такой проект скорее исключение — это частная инициатива, тогда как мемориальных домов-квартир по всей стране огромное множество и с ними со всеми надо что-то делать.

Проект «Искусство жить дома» придумала команда Петербургского филиала Пушкинского музея. Впервые его показали в 2022 году в Петербурге и Москве. А в 2024 году, на второй сезон проекта добавили филиалы в Калининграде, Томске, Нижнем Новгороде, Владикавказе и Екатеринбурге. В этом году отправной точкой проекта снова стал Петербург, и с этого города началась серия сайт-специфичных проектов, которые поочередно стартуют в других городах.

Дарья Болдырева и Мария Трунтаева, кураторы проекта, стремились включить мемориальные пространства в сегодняшний контекст через сотрудничество с современными художниками. Это интересно, потому что такой подход лишен прагматики — каждый приглашенный автор создает свой мир в том месте, с которым работает. Нет ощущения чего-то дополнительного или, скажем, подстрочника к прошлому, наоборот, все, что сделано — самостоятельное высказывание, а выбранные площадки создают контекст к той теме, о которой идет речь.

«Мы хотели сделать эту встречу с личностями из нашего проекта чувственной, чтобы герои раскрылись с нового ракурса и чтобы мы увидели известных деятелей культуры и науки чуть более человечными, со своими особенностями и своими интересами», — говорит куратор Мария Трунтаева.

По замыслу создателей проекта «Искусство жить дома» лейтмотивом выставок 2024 года стал феномен игры, игровой подход и тема взаимосвязи всего, что будет представлено на разных площадках и в разных городах. Идею контекстуальности кураторы объясняют через отсылку к пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — каноническому тексту театра абсурда, драматургия которого построена на идее, что «все не то, чем кажется». Fun fact — на русский язык пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» переводил уже упомянутый ранее Бродский.

В тексте «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» мир шекспировского «Гамлета» оказывается перевернут с ног на голову: известный сюжет пересказывается от лица неочевидных героев и делается это фрагментарно, в духе драматургического приема «театра в театре». Продолжая эту линию можно сказать, что проект «Искусство жить дома» предлагает зрителям ситуацию тотального театра, где грань между вымышленными мирами и реальностью вполне себе призрачна.

«Все проекты сконцентрированы вокруг темы игры и здесь интересно как художники играют со зрителем. Все используют разные стратегии интеграции в пространство, у каждого художника свой подход и свой метод. Появляется игра со зрителем так, что возникает вопрос — это новый объект или этот объект был в музее до этого. Можно сказать, что это некоторая игра на внимательность. Самое полное погружение в просмотр выставки в том, что стоит задача угадать какой это объект, какая у него связка с контекстом места и почему он здесь оказался», — рассказывает куратор Мария Трунтаева.

Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова

Александра Гарт, проект «Игра в классика»

Александра Гарт — куратор и художница, работающая с графикой, инсталляцией и видео. Поэтика реалистичного, зримое и незримое, категория времени и вневременного — темы ее художественной практики, ставшие узнаваемыми. Знаковым для художницы стало открытие независимого пространства STYD в Санкт-Петербурге в 2021 году. А в 2024 ярмарка современного искусства Cosmoscow назвала Александру «Художником года».

Музей-квартира Некрасова это типичное мемориальное пространство своего формата. Рукой художницы Александры Гарт место получает авторский сюжет — это и мистический портал, и набор секретных посланий, и глитч, но сделанный так тонко, что велики шансы распознать не все объекты.

Для этого проекта Гарт выдерживает тему «Игры» в традиционном смысле и перерабатывает покерные схемы, которые стали основой ее инсталляции — что-то написано на зеркале в одной из комнат, другое вышито на платках с салфетками и спрятано в общую шкатулку, а где-то как-бы случайно брошено на пол. Другая часть инсталляции складывается из игры со вниманием — Гарт переделывает простую графику, условно связанную со временем Некрасова, добавляя в нее новые элементы, а графику в своем стиле оформляет и вписывает в общий антураж так, что она мимикрирует под предметный мир мемориальной квартиры. Художница предлагает зрителям стать расшифровать ребус, наградой за разгадку которого становится сам игровой процесс, в котором привычное можно увидеть под новым углом.

Музей В.В. Набокова СПбГУ

Вера Петровская, проект «Чудо»

Вера Петровская — междисциплинарная художница, работает с текстилем, объектами из гипса и техникой ассамбляжа. К отдельному вектору ее художественной практики можно отнести работу с жанром книги художника.

В музее Набокова для зрителей проекта «Искусство жить дома» представлена одна комната, организованная скорее по галерейному принципу. Это маленькое пространство, плотно заполненное разными по тематике объектами, но объединенными метафорами из текстов и жизни Набокова. Посередине стоит стол, на нем керамические фигурки, похожие не то на бабочек, не то на ангелов, не то на муз, а накрыты они формой из прутьев, одновременно напоминающей сачок и золотую клетку. Вокруг него черные ящики, зашифрованный смысл которых открываются зрителю за счет игры света и тени, один из которых сообщает: «Жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями». Кроме того, экспозиция включает книги художника, оформленные с отсылкой к энтомологическим коробкам.

Если все суммировать, то получится многослойная метафора и пространство, организованное как тотальная книга художника — здесь во всем цитируются тексты Набокова, акцентная штора и скатерть выполнены в чернильно-синем цвете, а сами объекты могут быть восприняты как символические визуализации его художественного мира.

Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова

Дарья Правда, проект «Reflexio. Сигнал сигналов»

Дарья Правда — художница, работает с инсталляцией, фотографией и перформансом. Участница II и V Московской биеннале молодого искусства, Манифесты 10, различных выставочных проектов в России и за рубежом. Творческий метод художницы — синтез литературы и визуального искусства.

Идея работы с квартирой, в которой жил Павлов, строится на мистификации. Дарья Правда обращается к темам духовного поиска и повышения уровня осознанности — актуальным явлениям современной массовой культуры. Здесь зрителям показывают аппарат, якобы изобретенный по просьбе Павлова. На стенах изящная графика, выполненная в духе science-art и выступающая в роли инструкции к чудо-машине под названием «Умоскоп». Фокус этого проекта заключается в том, что любой зритель может попробовать на себе работу «Умоскопа» и поиграть в игру — попытаться остановить ход собственных мыслей. В самом пространстве нет никаких отгадок к этой истории, но внимательный зритель заметит, что других упоминаний этого прибора, кроме как в контексте инсталляции Дарьи Правды нет.

Проект открыт до 30 июня, а также его сопровождает публичная программа, которая разворачивается в Музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского и Особняке О.В. Серебряковой (Школа искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге)

on view

Author: Irina Gerasimova

Photos: Varvara Toplennikova

22 May, 2024