Вымышленные миры прошлого и настоящего: зачем Пушкинский музей заботится о мемориальных домах-квартирах и кому это нужно в Петербурге
Проект «Искусство жить дома» исследует, как искусство бытует в домашнем пространстве и какие истории оно способно рассказать. Работы современных художников помещаются в дома-музеи известных личностей прошлого — так авторы проекта, команда Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, выстраивают диалог между настоящим и прошлым.
Рассказываем, как складываются отношения современного искусства и мемориальных музеев, какая роль в них отведена мистификациям и причем здесь театр абсурда.
Мемориальный дом-квартира это почти всегда реконструкция образа жизни известной личности, основанная на коллективных представлениях о том, чем жил этот человек и что любил. Сама идея музея такого типа основывается на мифе или даже иллюзии — воспроизведение предметного мира писателя, художника, музыканта или ученого, выстроенное на фотографиях, личных вещах, разного рода архивах и байках, видится большой условностью.
Зачем люди приходят в мемориальные дома-квартиры? — ключевой вопрос, требующий ответа в контексте осмысления музеев данного типа. Скорее всего, посетители приходят за эмоциями и вдохновением — любопытно подсмотреть, почувствовать и стать соучастным. А апелляция к участию зрителя является маркером современного искусства, предполагающим диалог, пересмотр устоявшихся представлений и поиск новых способов коммуникации.
Блестящим примером переосмысления концепции мемориального дома-квартиры за последние годы стал музей Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге «Полторы комнаты». Особенным это место делают два решения, принятые командой и ставшие ключевыми ценностями — во-первых, здесь историческое пространство не делает вид, что его герой «только что» вышел — та часть квартиры, где жил Бродский, показана как руина с небольшим вмешательством современного дизайна и предлагает взгляд на это место как на воспоминание. Во-вторых, здесь есть и общественное пространство, где посетители могут напрямую изучать предметный мир поэта: читать его книжки, слушать его пластинки или просто долго смотреть в окно, если хочется. Но такой проект скорее исключение — это частная инициатива, тогда как мемориальных домов-квартир по всей стране огромное множество и с ними со всеми надо что-то делать.
Проект «Искусство жить дома» придумала команда Петербургского филиала Пушкинского музея. Впервые его показали в 2022 году в Петербурге и Москве. А в 2024 году, на второй сезон проекта добавили филиалы в Калининграде, Томске, Нижнем Новгороде, Владикавказе и Екатеринбурге. В этом году отправной точкой проекта снова стал Петербург, и с этого города началась серия сайт-специфичных проектов, которые поочередно стартуют в других городах.
Дарья Болдырева и Мария Трунтаева, кураторы проекта, стремились включить мемориальные пространства в сегодняшний контекст через сотрудничество с современными художниками. Это интересно, потому что такой подход лишен прагматики — каждый приглашенный автор создает свой мир в том месте, с которым работает. Нет ощущения чего-то дополнительного или, скажем, подстрочника к прошлому, наоборот, все, что сделано — самостоятельное высказывание, а выбранные площадки создают контекст к той теме, о которой идет речь.
«Мы хотели сделать эту встречу с личностями из нашего проекта чувственной, чтобы герои раскрылись с нового ракурса и чтобы мы увидели известных деятелей культуры и науки чуть более человечными, со своими особенностями и своими интересами», — говорит куратор Мария Трунтаева.
По замыслу создателей проекта «Искусство жить дома» лейтмотивом выставок 2024 года стал феномен игры, игровой подход и тема взаимосвязи всего, что будет представлено на разных площадках и в разных городах. Идею контекстуальности кураторы объясняют через отсылку к пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — каноническому тексту театра абсурда, драматургия которого построена на идее, что «все не то, чем кажется». Fun fact — на русский язык пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» переводил уже упомянутый ранее Бродский.
В тексте «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» мир шекспировского «Гамлета» оказывается перевернут с ног на голову: известный сюжет пересказывается от лица неочевидных героев и делается это фрагментарно, в духе драматургического приема «театра в театре». Продолжая эту линию можно сказать, что проект «Искусство жить дома» предлагает зрителям ситуацию тотального театра, где грань между вымышленными мирами и реальностью вполне себе призрачна.
«Все проекты сконцентрированы вокруг темы игры и здесь интересно как художники играют со зрителем. Все используют разные стратегии интеграции в пространство, у каждого художника свой подход и свой метод. Появляется игра со зрителем так, что возникает вопрос — это новый объект или этот объект был в музее до этого. Можно сказать, что это некоторая игра на внимательность. Самое полное погружение в просмотр выставки в том, что стоит задача угадать какой это объект, какая у него связка с контекстом места и почему он здесь оказался», — рассказывает куратор Мария Трунтаева.
Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова
Александра Гарт, проект «Игра в классика»
Александра Гарт — куратор и художница, работающая с графикой, инсталляцией и видео. Поэтика реалистичного, зримое и незримое, категория времени и вневременного — темы ее художественной практики, ставшие узнаваемыми. Знаковым для художницы стало открытие независимого пространства STYD в Санкт-Петербурге в 2021 году. А в 2024 ярмарка современного искусства Cosmoscow назвала Александру «Художником года».
Музей-квартира Некрасова это типичное мемориальное пространство своего формата. Рукой художницы Александры Гарт место получает авторский сюжет — это и мистический портал, и набор секретных посланий, и глитч, но сделанный так тонко, что велики шансы распознать не все объекты.
Для этого проекта Гарт выдерживает тему «Игры» в традиционном смысле и перерабатывает покерные схемы, которые стали основой ее инсталляции — что-то написано на зеркале в одной из комнат, другое вышито на платках с салфетками и спрятано в общую шкатулку, а где-то как-бы случайно брошено на пол. Другая часть инсталляции складывается из игры со вниманием — Гарт переделывает простую графику, условно связанную со временем Некрасова, добавляя в нее новые элементы, а графику в своем стиле оформляет и вписывает в общий антураж так, что она мимикрирует под предметный мир мемориальной квартиры. Художница предлагает зрителям стать расшифровать ребус, наградой за разгадку которого становится сам игровой процесс, в котором привычное можно увидеть под новым углом.
Музей В.В. Набокова СПбГУ
Вера Петровская, проект «Чудо»
Вера Петровская — междисциплинарная художница, работает с текстилем, объектами из гипса и техникой ассамбляжа. К отдельному вектору ее художественной практики можно отнести работу с жанром книги художника.
В музее Набокова для зрителей проекта «Искусство жить дома» представлена одна комната, организованная скорее по галерейному принципу. Это маленькое пространство, плотно заполненное разными по тематике объектами, но объединенными метафорами из текстов и жизни Набокова. Посередине стоит стол, на нем керамические фигурки, похожие не то на бабочек, не то на ангелов, не то на муз, а накрыты они формой из прутьев, одновременно напоминающей сачок и золотую клетку. Вокруг него черные ящики, зашифрованный смысл которых открываются зрителю за счет игры света и тени, один из которых сообщает: «Жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями». Кроме того, экспозиция включает книги художника, оформленные с отсылкой к энтомологическим коробкам.
Если все суммировать, то получится многослойная метафора и пространство, организованное как тотальная книга художника — здесь во всем цитируются тексты Набокова, акцентная штора и скатерть выполнены в чернильно-синем цвете, а сами объекты могут быть восприняты как символические визуализации его художественного мира.
Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова
Дарья Правда, проект «Reflexio. Сигнал сигналов»
Дарья Правда — художница, работает с инсталляцией, фотографией и перформансом. Участница II и V Московской биеннале молодого искусства, Манифесты 10, различных выставочных проектов в России и за рубежом. Творческий метод художницы — синтез литературы и визуального искусства.
Идея работы с квартирой, в которой жил Павлов, строится на мистификации. Дарья Правда обращается к темам духовного поиска и повышения уровня осознанности — актуальным явлениям современной массовой культуры. Здесь зрителям показывают аппарат, якобы изобретенный по просьбе Павлова. На стенах изящная графика, выполненная в духе science-art и выступающая в роли инструкции к чудо-машине под названием «Умоскоп». Фокус этого проекта заключается в том, что любой зритель может попробовать на себе работу «Умоскопа» и поиграть в игру — попытаться остановить ход собственных мыслей. В самом пространстве нет никаких отгадок к этой истории, но внимательный зритель заметит, что других упоминаний этого прибора, кроме как в контексте инсталляции Дарьи Правды нет.
Проект открыт до 30 июня, а также его сопровождает публичная программа, которая разворачивается в Музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского и Особняке О.В. Серебряковой (Школа искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге)