НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ

ВЫСТАВКИ

14 May, 2020

В этот раз материал получился чуть больше, чем просто про текущую экспозицию. Мы поговорили с Евой Ксенофонтовой, куратором и основательницей галереи 'Новая искренность' – про особенности арт-рынка в России и отсутствие карьерных лестниц, опасность арт-мемов и коллекционирование работ современников.
материал 18+

Ева – куратор и основательница галереи 'Новая искренность'. Сейчас галерея закрыта, работает по предварительной записи. Помимо выставочного пространства, в ней расположены мастерские художников, а в будущем откроется камерный шоу-рум, на полках которого будут зины и небольшие предметы искусства. Галерея работает с очень молодыми, но уже интересными художниками. А нам хочется поддерживать развитие нового пространства и будущих выставочных проектов.

Макс Фортуна

ПОЧЕМУ ИСКУССТВО?
В 11 классе у меня было ощущение, что я вообще ни в чем не разбираюсь, все мои знания обнулились, и мне нужно было начинать учиться с самого начала. Я подумала об универсальной теоретической базе, которую предоставляли гуманитарные факультеты. Так я определилась с университетом и факультетом (Ева учится на факультете искусств в МГУ по направлению искусствоведения – прим.ред.).
Потом я поработала в разных институциях, увидела, что то, что со стороны кажется идеальной экосистемой, где работают осознанные образованные люди, на самом деле является театром абсурда, где абсолютно все находятся в полной растерянности. Поэтому я решила создать свое место, чтобы также с уверенным лицом совершать уже свои ошибки, но работать со своими современниками.

КУРАТОР И ХУДОЖНИК В ОДНОМ ЛИЦЕ
Это достаточно сложный вопрос для меня. Я всегда относилась к своему творчеству несерьезно. Есть такое мнение, что куратор не может быть одновременно художником, потому что он не может абстрагироваться, чтобы создать что-то свое. Для того, чтобы быть и тем, и тем, нужно, как минимум, иметь в голове две абсолютно независимые личности: одна слушает и все принимает в себя, другая –говорит свое слово и держится на определенной дистанции от внешнего мира.
Зал с синим бархатом – комната, где собраны все мои работы. У меня есть навыки и в графическом дизайне, и в фотографии, и в академической живописи, и скульптуре. Мне интересно, я хочу знать и понимать, как это работает, но приходится держать дистанцию, потому что баланс между действием и созиданием соблюсти почти невозможно, я это понимаю. Когда я работала над своим залом, я хотела поставить точку, но теперь просто надеюсь, что когда-нибудь почувствую такую гармонию, которая позволит мне сочетать эти две полярные друг другу позиции.

  • Зал с синим бархатом. Здесь и далее: Ева Ксенофонтова
    Зал с синим бархатом. Здесь и далее: Ева Ксенофонтова
  • Таша Кацуба
    Таша Кацуба

‘НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ'
В широком философском смысле 'новая искренность' – один из множества терминов, обозначающих новую эпоху, сменившую постмодернизм. Есть огромное количество манифестов, статей, которые предлагают все больше новых отличительных черт и названий времени, в котором мы живем.
Мне нравится заявление о начале 'нового времени' как такого, но я прочитала достаточно, чтобы не пытаться вступать в философский дискурс на тему 'действительно ли эпохе постмодернизма пришел конец'. Поэтому название 'новая искренность' заключает в себе скорее мои личные убеждения в том, что искусство может быть только искренним. После стольких лет иронии, игры слов, умышленной отстраненности, думаю, мы заслуживаем настоящих – может быть иногда наивных, но своих – мыслей, честного и открытого диалога.

СОБСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Моя коллекция является для меня началом общения с художниками, моего прямого взаимодействия с искусством. Поэтому было важным сначала показать результаты этой коммуникации, а также поднять вопрос важности приобретения предметов искусства.

Я начала собирать коллекцию в 2017 году. Когда поняла, что хочу стать куратором и писать теорию по современному искусству, столкнулась с проблемой: у меня нет ресурсов для создания проектов, и я не знаю ни одного художника – какой же я тогда куратор? Меня всегда вдохновляли истории коллекционеров (Костаки, Морозов, Пэгги Гугенхайм), которые сохраняли с художниками дружеские отношения.
Когда была в Питере, приобрела работы Жени Смирновской и Ники Зимова – начиная с этих покупок, моя квартира стала постепенно заполняться предметами искусства. Каждая работа ассоциировалась у меня с определенным художником и с его бесценным вложением его самого в работу (я это говорю без лишней романтизации).
У меня есть несколько работ, которые мне подарили – это был искренний дружеский жест – однако чаще всего я настаиваю на оплате, потому что это ценный труд и его нужно поддерживать. Просьбы 'а можно я это заберу', 'а меня нарисуешь' – очень неуместны.

  • Влад Баобаб
    Влад Баобаб
  • Алиса Горшенина
    Алиса Горшенина

АРТ-РЫНОК В РОССИИ
Все очень просто: галерея – это возможности, которых у меня никогда бы не было без этих самых м². Каждая музейная институция в России – монархия иногда с 'голым', а иногда с очень даже неплохо одетым королем.
Да, мы представляем, что в большой организации сидит большая комиссия, которая принимает решения на счет выставок в соответствии с актуальностью и международным арт-рынком. На самом деле, отбор – это чистая вкусовщина или рассчет.
Если очень коротко: ровесники наших родителей продвигают своих друзей и ведут очень закрытую работу в своих интересах – после свободных 90-х они получили возможности, которыми делиться не собираются. Поэтому сейчас рынок и стопорится на их интересах и представлениях о современном искусстве.

Мой шаг – использовать все возможности, которые есть у меня, чтобы дать возможность искусству моего поколения быть увиденным и обсуждаемым. Вот такая хрестоматийная война отцов и детей. Мне бы хотелось, конечно, работать иначе: спокойно войти в индустрию, соблюдать условия карьерной лестницы – но, к сожалению, ее нет.

До начала работы над 'Новой искренностью', в 2018 у меня было пространство 'Пустое место'. Этот проект был первой попыткой в организации выставок, в осознании тонкостей функционирования галереи. Я поняла, что одним энтузиазмом и возгласами 'мы не такие' войну не выиграть. Галерея закрылась: я не знала, как ее содержать, не могла сформулировать концепцию, планы – мне нужно было сделать перерыв.
Год анализа ошибок, поиска нового помещения, подготовки документов, составления расписания выставок, новых знакомств. Я поняла, что галерея должна стать не просто местом демонстрации того, что делаю я и мои друзья, а новым шагом на пути к реальной демократизации искусства.

РЕМОНТ И ТРАТЫ
Ремонт шел около полугода, я контролировала весь процесс, самостоятельно закупала все материалы, сделала перепланировку стен. Насколько условный миллион рублей на ремонт подвала может замотивировать кого-то открыть свое пространство – я не знаю. Вопрос бюджета мне задавали в разных неуместных формах, поэтому ответить я могу, но не думаю, что это вдохновит. Это пространство арендуется с возможностью выкупа – то есть такие вложения уместны, если они будут оправданы доходом. И, конечно, вся эта история с высоким искусством связана с моими родителями, которые занимаются выкупом нежилых помещений.

Любой вопрос бюджета таких проектов упирается в неодобрение и полное обнуление, обессмысливание моей работы в этой сфере – девочке купили галерею, девочка выставляет своих друзей. Но все не может быть так просто. У меня есть только возможность рискнуть, но поддерживать убыточное дело ресурсов у меня нет. Поэтому, если в течение следующего года ситуация не сдвинется с мертвой точки, я буду вынуждена закрыть галерею и сдавать место в аренду. Это к тому, что возможности у меня есть – но они ограничены временем и окупаемостью. Так в целом происходит в любом бизнесе.

  • Turben
    Turben
  • Ники Зимов
    Ники Зимов

МАСТЕРСКАЯ ПРИ ГАЛЕРЕЕ
На данный момент в мастерской галереи работают два художника и еще иногда я. Предполагается сменяемость с учетом процесса работы над выставками, чтобы художник мог привезти все необходимое, создать новые объекты и также освоить пространство галереи, чтобы гармонично расположить все составляющие выставки.

ГАЛЕРЕЯ СЕЙЧАС
В связи с карантином очень сдвинулся график выставок – придется пересматривать все даты, заново договариваться на счет приездов художников, которые живут в других городах. Планов много, хотелось бы принимать участие в зарубежных арт-ярмарках, больше документировать выставки, мысли художников, в общем, осознанно вести работу.
Прямо сейчас галерея совершенно не функционирует: если изначально галерея про физическое пространство, то ее практически невозможно быстро перевести в онлайн режим. Галереи осуществляют функцию публичных мест, куда можно прийти, увидеть работы в оригинале, обсудить, услышать экскурсию. Любая выставка диктует свои правила передвижения и даже ощущений, которые испытывает зритель. Это больше такой ритуально-процессуальный путь, который невозможно подменить, устроив онлайн-трансляцию. Поэтому я решила взять перерыв и готовить текстовые теоретические материалы для сайта, который в скором времени запустится.

CONTEMPORARYFUCK
Аккаунт я создала смеха ради, сначала просто для 'друзей по несчастью'. Было очень много смешных ситуаций, практически анекдотов, которые, к сожалению, были правдой. И смех, и грех, в общем. А потом аудитория начала активно расти, я немного опешила – теперь нужно следить за критикой, ну, хотя бы не переходить на прямые оскорбления. Есть несколько вещей, которые важно учесть: как обеспечить регулярный контент, как сохранить баланс между критикой и хейтспичем и не испортить отношения со всем арт-миром.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Мне бы хотелось открыть сеть галерей в разных городах России, иметь монополию на все актуальное искусство, сформировать новый рынок цен, в общем, мелочи.

СОВЕТ
Самое важное, что мне нужно было понять в начале – это то, что не нужно придумывать себе авторитетов, будь то личности или институции. Искусство в России – это хаос, театр абсурда. Здесь нет структуры, нет лестницы и нет никаких инструкций. Нужно делать много, ну, еще желательно качественно и осмысленно, если это возможно.

ВЫСТАВКИ

14 May, 2020