Good example: “Guide thread. Incarnations” at the “Octava” art cluster

on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Egor Slizyak

19 May, 2023

An exhibition-laboratory titled "Guide Thread: Incarnations" is open until the end of June at Tula's "Octava" art cluster. Curated by Sasha Puchkova, the project showcases works created at the intersection of fashion and contemporary art.

In an interview with "The Gathering," Sasha discusses the preparations for the exhibition, her search for stability during challenging times, and the interconnectedness of art, fashion, digital technologies, and physicality.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

  • Общий вид экспозиции. На фото работы Надежды Абзаевой, Мары Пилясинской, Алины Кугуш, Владислава Титаева, Паники Деревья, Виталия Тюрлика, Alisa Cayoo, Кирилла Чиркова, Риты Валеевой, Александра Курманина
    Общий вид экспозиции. На фото работы Надежды Абзаевой, Мары Пилясинской, Алины Кугуш, Владислава Титаева, Паники Деревья, Виталия Тюрлика, Alisa Cayoo, Кирилла Чиркова, Риты Валеевой, Александра Курманина
  • Фрагмент работы Мары Пилясинской «The Nostalgic Condition», 2022
    Фрагмент работы Мары Пилясинской «The Nostalgic Condition», 2022
  • Фрагменты «Проекта страшных снов» Дарьи Неретиной, 2023 и Кати Афониной «Красота продается», 2022
    Фрагменты «Проекта страшных снов» Дарьи Неретиной, 2023 и Кати Афониной «Красота продается», 2022
  • Фрагмент работы Alisa Cayoo «Fear Series. Phase 2: Evolution», 2022
    Фрагмент работы Alisa Cayoo «Fear Series. Phase 2: Evolution», 2022
  • Работа Владислава Титаева  «Месяц», 2022
    Работа Владислава Титаева «Месяц», 2022
  • Фрагмент объекта Малышек 18:22 из серии «Микроорганизмы красоты», 2023
    Фрагмент объекта Малышек 18:22 из серии «Микроорганизмы красоты», 2023

КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ ВЫСТАВКИ?

Изначально «Октава» пригласила меня как внешнего куратора создать выставку в уличном павильоне. Кластер работает с локальным сообществом, например с Тульскими и областными проектами в сфере моды. С самого начала мы говорили о работе с контекстом при помощи подходов, которые использует современное искусство.

Конкретная идея для выставки возникла из анализа локальной сцены фэшн-дизайна. Я изучила практики независимых брендов и тех, кто занимается модой, в Туле и Тульской области и на почве анализа сформировала несколько смысловых направлений, о которых уже можно было говорить силами междисциплинарных практик.

ПО ХОДУ ПОДГОТОВКИ ВЫСТАВКИ СЛУЧАЛИСЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ТОМ, КАК ТЫ ЕЕ ЗАДУМЫВАЛА ИЗНАЧАЛЬНО?

Конечно, у меня никогда не бывает так, что никаких изменений в процессе подготовки выставки не происходит. Изначально планировалось выстроить выставку с использованием разных этапов модного производства, вести нарратив вокруг исторических предпосылок развития тех или иных модных явлений и расшифровки новых понятий в культурном слое.

Однако в итоге концепция, основанная на анализе локальных модных течений, показалась мне наиболее естественной для проекта. Это позволило поднять разговор об антропологическом ресерче, который дизайнеры на первом этапе подготовки коллекции используют как базис, а также о том, что конструкция неотъемлема от концептуальной составляющей.

На выставке хотелось уделить внимание «плавящимся» и сливающимся идентичностям дизайнера и художника, что отражается во всех слоях создаваемых ими работ, в том числе и в использовании тех или иных материалов, и показать некоторые моменты из практик цифровой моды, внутри которой легко можно найти следы всего перечисленного.

ЧТО РОЖДАЕТСЯ ИЗ СИНТЕЗА ИСКУССТВА И МОДЫ?

Сама мода и рождается, да и искусство тоже содержит в себе рефлексию или отсылки к фэшн-индустрии. Мне скорее интересен момент «перетекания», слияния этих сфер. Мне кажется, что мода сама по себе уже не может существовать — это всегда синтез культурных явлений. Она вбирает в себя философские идеи, отсылки к истории, критику и рефлексию.

КТО УЧАСТВУЕТ В ВЫСТАВКЕ — ТОЛЬКО ХУДОЖНИКИ ИЛИ ДИЗАЙНЕРЫ ТОЖЕ?

Большинство — художники, однако есть и участники с «мерцающим» статусом. Например, Паника Деревья — междисциплинарная художница, прекрасный преподаватель и фэшн-дизайнер с несколькими собственными брендами. Или Alisa Cayoo, с которой мы познакомились в процессе подготовки перформанса Digital Object Alliance (коллектив Саши Пучковой и Ани Леоновой — прим.ред.) несколько лет назад, где Алиса создавала авторские образы для перформерок. Сейчас Алиса работает с темами защитных механизмов психики человека, субкультурности и киберфеминизма.

В выставке участвуют также Владислав Титаев, мультидисциплинарный художник с бэкграундом в моде и ярко выраженным художественным языком, работающий с объектами-бутафориями, и Надежда Абзаева, создательница концептуального бренда одежды из Бурятии. В своем проекте в «Октаве» Надя переосмысляет, пересобирает традиционную одежду, работает с идентичностью места, где она выросла и откуда пошел ее род.

ИЗ ОПИСАНИЯ: «ПРОЕКТ ПОСВЯЩЕН ПЕРЕТЕКАЮЩЕМУ СТАТУСУ, КОТОРЫЙ ПРИОБРЕТАЕТ ОБЛАСТЬ МОДЫ И ОБЛАСТЬ ИСКУССТВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ» — РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДРОБНЕЕ ПРО АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫСТАВКИ. КАК ВЫСТАВКА ФИКСИРУЕТ ДУХ ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ МЫ ОБИТАЕМ?

Время, в котором мы существуем сейчас, — неоднозначное и сложное. У нас у всех выработались свои стратегии самосохранения, поиска устойчивости, попыток рефлексии. Их можно наблюдать и в некоторых работах художников выставки. Можно обратить внимание на раздел «Будуар», который, несмотря на такое легкое название, на самом деле представляет из себя рефлексию на происходящее, и на серию работ «Страшных снов» Даши Неретиной.

«УЗЛЫ НА НИТИ, КОТОРЫЕ НАДО РАЗВЯЗАТЬ ОДИН ЗА ДРУГИМ» НА ВЫСТАВКЕ — ЭТО НЕКОТОРЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЛЕНИЯ?

Тот, кто занимается искусством или модой, не может пройти свой путь, не встретившись с ключевыми точками на путеводной нити, а именно их и олицетворяют 5 разделов выставки.

Впоследствии четкое разграничение показалось мне несколько грубым. Работы, представленные на выставке, часто можно отнести сразу к нескольким «узлам», поэтому архитектура стала более свободной, а описания разделов были помещены в пространство между группами объектов так, чтобы можно было рассмотреть работы в ключе нескольких тематик.

НАСКОЛЬКО Я ПОНИМАЮ, СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНОЙ ТЕМОЙ, ЗАТРАГИВАЕМОЙ НА ВЫСТАВКЕ.

Да, конечно. Дело в том, что у меня бэкграунд медиахудожницы, и я уже какое-то время работаю с виртуальными платформами как исследовательница. Все больше и больше деятелей моды, искусства, дизайна работают в цифровом поле с прикладными инструменты (например, с цифровыми выкройками для работы с материальными объектами, нейросетями). Коллаборации цифровых художников и известных брендов — еще один частый ход: на многопользовательских платформах, в игровых проектах аватар кастомизируется при помощи уникальной одежды. На выставке, например, показана работа Риты Валеевой, она анализирует узоры и колорит дореволюционных праздничных костюмов крестьян и конструирует на основе них цифровой look в формате snapchat-маски.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ИСКУССТВА, МОДА В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ВО МНОГОМ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАНА — ОДЕЖДА ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОД КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОДЧЕРКИВАЕТ ЕГО ИЛИ ЕЕ ТЕЛЕСНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ. УЧИТЫВАЯ, ЧТО ВЫСТАВКА ТЕХНОЦЕНТРИЧНА (А ТЕХНОЛОГИИ, В ПРОТИВОВЕС МОДЕ, РАЗМЫВАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ТЕЛЕСНОСТЬ, ДЕЛАЮТ ТЕЛО ВИРТУАЛЬНЫМ), ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ У ТЕБЯ, КАК ЭТО ВСЕ ПЕРЕСЕКАЕТСЯ: МОДА-ТЕЛЕСНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ-ВИРТУАЛЬНОСТЬ И ИСКУССТВО.

Здесь интересно наблюдать то, как трансформируется цифровая телесность вообще, как мы привыкаем быть цифровыми, как нам становится проще пообщаться с NPC-ботом, что-то приобрести у него или услышать его сгенерированное повествование, чем пойти в реальный шоурум. У меня нет ощущения, что мы все унифицируемся переходя в цифру или что тело размывается. Мне вообще не близка точка зрения о четком разграничении виртуального и реального. Мы находимся в смешанной реальности, цифровую часть которой мы так или иначе адаптируем под себя.

КАК ТЫ И ХУДОЖНИКИ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ СО ЗРИТЕЛЕМ? ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ КАКАЯ-ТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА?

Важно сказать, что выставка — это еще и «преддверие» лаборатории для туляков, которую курирует Паника Деревья, цели которой соотносятся с концептуальной идеей выставки. Участники лаборатории, Тульские культурные деятели, создают междисциплинарный коллективный проект.

ТЫ ХУДОЖНИЦА И ВМЕСТЕ С ЭТИМ КУРАТОРКА. КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА КУРАТОРСТВО ОКАЗЫВАЕТ ТВОЯ ПОЗИЦИЯ ХУДОЖНИЦЫ? ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ЛИ ЭТИ ФУНКЦИИ?

Конечно, во многом. На самом деле, если раньше я очень четко отделяла принцип осмысления проекта сначала со стороны куратора, а затем и со стороны художника, то сейчас я не разделяю эти две идентичности. Опыт кураторской работы очень помогает в художественной практике. Когда я выхожу из безвременья идей и начинаю планировать продакшн, я гораздо лучше понимаю, как можно организовать процесс, как сделать так, чтобы меня поняли люди вовне. Опыт художественной практики помогает мне во взаимопонимании внутри кураторского проекта: нет отстраненности, есть понимание свободы авторов и возможность говорить на одном языке.

В КАКИХ МЕСТАХ И МОМЕНТАХ НА ВЫСТАВКЕ МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ НЕ ТОЛЬКО САШУ-КУРАТОРКУ, НО И САШУ-ХУДОЖНИЦУ?

Сашу-художницу, наверное, можно разглядеть в самой концепции вообще в способе показа работ — мне важно иметь достаточно пространственных пауз. Одновременно с этим, мне важен аспект взаимовлияния работ друг на друга, их смысловые пересечения, и создания «неровного путешествия» для зрителя. Я работаю так и в своей художественной практике — простраиваю путь, который может пройти тот, кто оказался в поле взаимодействия с ее видимым слоем.

Участники проекта «Путеводная нить. Воплощения»:
ArtTube Editions х Алина Глазун
Alisa Cayoo
Надежда Абзаева
Катя Афонина
Рита Валеева
Алина Кугуш
Александр Курманин
Малышки 18:22
Дарья Неретина
Мара Пилясинская
Паника Деревья
Владислав Титаев
Виталий Тюрлик
Кирилл Чирков

Выставка продлится до 1 июля. Стоимость билетов — от 100 рублей.

  • Фрагменты «Проекта страшных снов» Дарьи Неретиной, 2023
    Фрагменты «Проекта страшных снов» Дарьи Неретиной, 2023
  • Общий вид раздела «Неотличимое. Цифровое». На фото работы Киралла Чиркова, Риты Валеевой, Александра Курманина, Надежды Абзаевой
    Общий вид раздела «Неотличимое. Цифровое». На фото работы Киралла Чиркова, Риты Валеевой, Александра Курманина, Надежды Абзаевой
  • Работа Алины Кугуш «Clothes Moth», 2023
    Работа Алины Кугуш «Clothes Moth», 2023
  • Работа Виталия Тюрлика  «Собака», 2022
    Работа Виталия Тюрлика «Собака», 2022
  • Фрагмент работы Паники Деревья «Wardrobe Analysis. Priceless services by the artist», 2015 — настоящее время
    Фрагмент работы Паники Деревья «Wardrobe Analysis. Priceless services by the artist», 2015 — настоящее время
on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Egor Slizyak

19 May, 2023