Good example: the “This is different” exhibition by Vadim Mikhailov at PERMM museum
The exhibition of Vadim Mikhailov at the PERMM museum opened its doors on September 28th. Featuring over 50 artworks created from 2019 to 2022, the exhibition was a maze-like presentation created in collaboration with architect Evgeniya Mikheeva. Visitors were left to interpret the pieces as either portals to other dimensions or closets with fear-inducing images.
This is accompanied by an excerpt from curator Lizaveta Matveeva's text and a commentary from the artist himself on the creation of the exhibition and his relationship with the city where he once lived.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Вадим Михайлов, художник: «Создавать выставку было не тяжело: половина работ — из частных собраний, и поэтому почти ничего специально для проекта не делалось — только огромная, многометровая работа "Исход 2" создавалась с прицелом на подобную выставку.
Экспозиция никак не связана с Пермью. Я давно расстался с этим городом, уже даже ностальгия (если она и была) давно прошла. Я даже не стал ходить по городу, изучать то, что изменилось. Уже не важно, слишком сильно когда-то хотел вырваться. Ядро не грустит по пушке, скорее всего.
Архитектура выставки — Лабиринт (или система чуланов) пришла нам в голову, потому что было много отживших вещей. Я работаю с памятью и временем, и все эти ковры, одежда и старая мебель — она же из чуланов и кладовок воспоминаний. Вот мы их туда и вернули, поместили в привычное им пространство».
Лизавета Матвеева, куратор (фрагмент текста к выставке): «Художник являет нашему глазу альтернативное измерение реальности, иную вселенную, которую можно было бы назвать "Изнанкой", отсылая к популярному сериалу "Очень странные дела". Эта "Изнанка" прячется за привычными предметами повседневности: под костюмом или кальсонами сокрыт человеческий скелет или подвязки для чулок, в ящике — ведро, в окне притаился фазан, а в умиротворенном пейзаже на настенном ковре за деревом скрывается атомный взрыв. Михайлов обращает внимание зрителя на объекты и сцены, вновь и вновь наглядно показывая, что все то, на что мы смотрим, на самом деле — это другое: "все не то, чем кажется" (Конфуций).
Несмотря на то, что мир, проявленный Вадимом, лишен цвета и наполнен мрачными сюжетами и зловещими героями, в нем есть место юмору, хоть и черному. Шутка может быть зашифрована как в самом изображении, так и в коротких фразах, появляющихся тут и там, как тегги: "Тесно", Nevermore, "Москва-сито", "Превозмог" или "Невыносимо". В своих работах художник выстраивает сказочное повествование, но сказка здесь не имеет ничего общего с тем адаптированным "беззубым" фольклором, который мы читаем в детстве, — в работах Вадима нет надежды на счастливый конец, но нет и самого конца. Мир здесь представлен во всей своей угловатости и несуразности, и зловещее, неся на себе личину нелепости, оказывается безоружным и беспомощным перед невольно вырывающимся смешком. Черный юмор вновь становится щитом перед лицом наших визуализированных страхов — он спасает и наконец освобождает нас от них».