Хороший пример: выставка «Зеркало» в кафе «Полдень»
В кафе «Полдень» открылась выставка, посвященная телу и тому, как оно стало главным сюжетом в живописи. В пространстве представлены работы художниц «Объединения» Марии Королевой и Полины Маер, а также Ирины Петраковой, Люси Соловьевой, Рины Вольных и Алисы Гвоздевой.
Спросили куратора выставки, Марины Анциперову, почему именно тело было выбрано темой для ее проекта, а также Ивана Валуева, сооснователя кафе и архитектора, о том, как экспозиция дополняет интерьер пространства.
Марина Анциперова, куратор выставки: «На протяжении всей истории тело было одним из ключевых сюжетов живописи и важнейшей точкой отсчета для рассказа о человеке и окружающем его мире. Какие отношения есть между объектом и пустотой? Чем отличается мертвое от живого? Проблема формы и пространства, телесности и бестелесности, была одним из главных, практически математических поисков живописи — по крайней мере, европейской.
И для философии тоже: тело как инструмент познания — и представления себя окружающим, тело идеальное — и пристанище аффекта, тело как переживание социальное и культурное, которое окружающие читают как текст — и множество других идей. Где заканчивается я и начинается другой? В чем разница между нами?
В разрезе переживаний отдельного человека тело приобретает еще одно измерение. Все, что у на самом деле есть, то, что никто не сможет отнять — это наше тело, главная опора и ближайший друг, может быть, самая честная часть нас самих. Память может лукавить, стирать неприятный опыт, подменять воспоминания, но тело не обмануть. Когда сомневаетесь, кто вы, на несколько секунд перестаньте слушать других — посмотрите в зеркало. Или закройте глаза и сможете это ощутить.
Для художников, живущих во времена исторических трагедий и сломов, закономерным становится возвращение к вопросам человеческого и телесного, от потери тела в авангарде до пристальному вниманию к нему в "лондонской школе".
Тело, в конце концов, оказывается началом для многих сюжетов: от нового мира до травмы, от одиночества до любви. У Марии Королевой и Ирины Петраковой тело становится точкой для разговора об абстракции и чувствах, для Полины Маер и Люси Соловьевой — о форме и цвете, для Рины Вольных и Алисы Гвоздевой — о том, что остается неизменным с течением времени и пространства.»
Иван Валуев, сооснователь «Полдня», архитектор: «Хорошая выставка для меня, когда расстояние диалога между человеком и искусством сокращается до своего предельного минимума.
Как правило, стены в выставочных пространствах играют роль белого фона.
Конкретно в "полдне", мы обратили внимание, что тема телесности не останавливается на холстах и рамках работ. А плавно перетекает по пастельно серо-бежевым, немного шершавым, словно бегущим мурашками по коже крапинкам, стенам, и перехватывает взгляд зрителя, который осознанно или же нет, вступает в диалог с искусством.»