Гид по коллекционированию современной фотографии

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Надя Шереметова

Обложка: Анастасия Цайдер, Arcadia, 2017

07 September, 2023

В сравнении с живописью, фотография является наиболее «бюджетным» видом искусства и доступным стартом для того, чтобы начать собственную коллекцию. Однако технические аспекты тиражного искусства наравне с поиском мест, где его можно приобрести, продолжают вызывать вопросы у начинающих коллекционеров. В хаосе российского фоторынка, путающего цену с ценностью, помогает сориентироваться куратор ФотоДепартамента и галереи FotoDepartament.Gallery Надя Шереметова.

Анастасия Цайдер, Arcadia, 2017

Как не бояться коллекционировать фотографию

Во всем мире, и в России в частности, фотографию, скорее, боятся любить и коллекционировать. Во всем объеме арт-рынка продажа фотографии занимает 5%, концентрируясь при этом на пейзажной фотографии большого размера, подстать самой покупаемой категории — абстрактной живописи. Несмотря на это, фотография полноправно включена и в современное искусство и в арт-рынок, имея свои специализированные ярмарки, ведущие из которых проходят в Париже (Paris Photo, approche), Лондоне (Photo London), Нью-Йорке (AIPAD), Амстердаме (UNSEEN). То есть, имея ценность и при этом более доступную, в сравнении с живописью, стоимость, но и со своим ростом цен на молодых авторов и аукционными рекордами на современных художников, работающих с фотографией, таких как Андреас Гурски, Синди Шерман, Ричард Принс и другие.

Но если международные имена мы можем принять в качестве ориентиров, потому что про них пишут авторитетные арт-журналы и в целом инфраструктура современного искусства и современной фотографии более развита и имеет всех игроков, от больших выставочных площадок до университетов и галерей, то в локальном арт-рынке и поле фотографии в России коллекционеру и любителю визуального сложно сориентироваться и научиться ценить и покупать фотографию.

Как определяются параметры тиража, размера и цена фотографии

Павел Букреев, Flowers_5, 2022-2023

У любой (достойной внимания) работы есть (должен назначаться) авторский тираж (artist print), даже если автор еще не начал его выпускать. Фотография — тиражный объект, и поэтому далеко не всегда нужно (если речь не идет об особых техниках печати) производить, то есть печатать и оформлять, весь заявляемый тираж отпечатка. Но важно определиться, что авторский тираж — это ограниченный определенным, небольшим, количеством и размерами формат каждого изображения, входящего в художественный проект, и назначить этот тираж нужно для каждой работы.

Чаще всего изображению присваивают 2 или 3 размера, в которых данная работа будет смотреться не просто уместно или интересно, но концептуально цельно по отношению к идее проекта и восприятию конкретной оцениваемой фотографии. Автору важно видеть цельность материального воплощения каждой фотографии в относительности к идее всего проекта. Например, если объекты на снимке должны восприниматься в натуральную величину с их реальными прототипами, то для принта стоит выбрать определенный размер, в котором это качество при восприятии не утратится. То есть не нужно, несмотря на желание заявить в продажу 2 или 3 размера принтов, добавлять слишком мелкий или слишком большой размер отпечатков, если в них теряется или даже навязчиво искажается суть вашего высказывания. Лучше выбрать один размер для выпускаемых отпечатков, но назначить чуть больший тираж.

Ямрарка Port Art Fair, FotoDepartament.Gallery, 2023

Как определить размер отпечатка? Размеры должны отличаться между собой с шагом в 1,5 к величине короткой стороны отпечатка. Например, если вы начинаете с размера 40х60 см, то следующий оптимальный шаг в размере — это 60х90 см, а третий - 90х120 см. Чем больше размер отпечатка, тем меньше его выпускаемый тираж. Чем ниже тираж — тем выше стоимость отпечатка. Таким образом, небольших по размеру принтов будет больше по количеству (обычно назначается тираж 12-15 штук), их цена будет доступнее, а тот же принт большего размера будет иметь большую уникальность (3-5 экземпляров) и большую цену. На последние отпечатки в тираже, после продажи первых, цена должна повышаться.

Еще один вид отпечатков, которые могут встречаться на арт-рынке — это limited edition print, фотографии, выпущенные ограниченным тиражом. Такие специальные тиражи фотограф может выпускать сам, но чаще это делается вместе с галереей или платформой, которые следят за тем, чтобы не все изображения у автора тиражировались, а отбиралось не больше 2-4 из проекта.

Важным атрибутом любого типа отпечатка, авторского или тиражного, является подпись с указанием номера конкретного отпечатка в тираже. Авторский принт подписывается на обратной стороне карандашом, тиражный может содержать специальную печать с указанием названия выпускающей его галереи, но также с обязательной нумерацией, именем автора и названием работы.

Joanna Piotrowska, LE BAL, 2023

Если принт неделим с твердой основой, например, накатан на алюминиевую основу дибонд или оформлен в технике пластификации, то на обратную сторону объекта клеится стикер с данными отпечатка, наименованием работы (проекта) и именем автора и его живой подписью.

При покупке авторского отпечатка коллекционеру выдается сертификат аутентичности (certificate of authenticity). Все параметры тиража, бумаги, размер отпечатка, продавец и прочее указывается в нем, и сертификат может выдавать как галерея, так или сам автор. Тиражные фотографии чаще всего такого сертификата не имеют.

Что касается цен на фотографию, то здесь начинается самое интересное. Российский арт-рынок, на котором есть галереи, занимающиеся только современной или классической фотографией, представляют адекватный уровень цен на российских авторов в контексте международного ценового диапазона на фотографию. Но рынок также включает в себя стихийную самопрезентацию отдельных фотографов, которые сами выводят свои принты на продажу, а также платформы и маркетплейсы по продаже искусства, на которых авторы также могут назначать цены на свои работы самостоятельно. И все вместе эти поля и намерения образуют хаос из цен и ценности.

Павел Букреев, Flowers_3, 2022-2023

Где покупать современную фотографию в России и в мире

В России в реально-виртуальном пространстве действуют 5 галерей, занимающихся исключительно фотографией, но в разном контексте — от экспериментальных и актуальных подходов до классической фотографии и знаменитых имен. Современными молодыми и уже зрелыми авторами занимается FotoDepartament.Gallery, PennLab и Experiment photogallery, а классику представляет Lumiere Gallery и галерея Глаз.

Фотография представлена и в галереях современного искусства, и здесь на помощь в покупке и в том, чтобы сориентироваться в именах и ценах, скорее придут такие онлайн-платформы как TEO by Cosmoscow, Bizar.art или онлайн-галереи со своим составом художников и фотографов, как Sample или Объединение.

Марина Истомина, Удушье, 2021

В мировом масштабе современная и экспериментальная фотография больше всего представлена в Амстердаме и здесь стоит следить за галереей The Ravistijn Gallery, в Париже — и здесь прогрессивными являются галереи Binome и Les Filles du Calvaire. В Лондоне стоит зайти в The Photographer's Gallery, которая работает одновременно как выставочное пространство, почти музей, но и сотрудничает с авторами как галерея, то есть продает молодых и известных европейских фотографов. Галерея, и агентство,в котором рекламные съемки делают концептуальные фотографы, Webber соединяет Лондон с Лос-Анжелесом, где в этом году открыли новое выставочное пространство, большой лофт-ангар и сейчас показывают фотоинсталляции Томаса Альбдорфа.

И, конечно, в Берлине несколько центров фотографии. Самый интересный — CO Berlin, где помимо выставок также можно купить эдишенсы, а мы уже знаем с вами, что это тиражные принты, в основном молодых авторов, участников выставочной программы центра. А также стоит следить за берлинской фотогалереей Robert Morat Galerie и многие из указанных галерей сможете встретить среди участников ярмарок фотографии и фестивалей.

Павел Букреев, Flowers_4, 2022-2023

Но даже зная об этих пространствах, которые можно посетить, не стесняйтесь покупать и отправлять запрос авторам и галереям на понравившиеся работы, виртуально в инстаграме. Статистика трендов онлайн-продаж искусства в отчете платформы Artsy показывает, что 32% сделок по покупке искусства совершается через инстаграм. И значит эта платформа является ключевой, после продаж на маркетплейсах и платформах искусства и сайтах галерей, для презентации работ художников, и уж точно — фотографов, наравне с прямыми продажами галеристов.

Но где бы вы ни покупали фотографию или ни присматривались к ней, смотреть и погружаться в высказывание — это уже смелость и новый интерес, который может перерасти в коллекцию, — и смелость отличать ценное и жить с ним. Жить со знаками своего времени.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Надя Шереметова

Обложка: Анастасия Цайдер, Arcadia, 2017

07 September, 2023