Гид по коллекционированию современной фотографии
Автор: Надя Шереметова
Обложка: Анастасия Цайдер, Arcadia, 2017
07 September, 2023
В сравнении с живописью, фотография является наиболее «бюджетным» видом искусства и доступным стартом для того, чтобы начать собственную коллекцию. Однако технические аспекты тиражного искусства наравне с поиском мест, где его можно приобрести, продолжают вызывать вопросы у начинающих коллекционеров. В хаосе российского фоторынка, путающего цену с ценностью, помогает сориентироваться куратор ФотоДепартамента и галереи FotoDepartament.Gallery Надя Шереметова.
Как не бояться коллекционировать фотографию
Во всем мире, и в России в частности, фотографию, скорее, боятся любить и коллекционировать. Во всем объеме арт-рынка продажа фотографии занимает 5%, концентрируясь при этом на пейзажной фотографии большого размера, подстать самой покупаемой категории — абстрактной живописи. Несмотря на это, фотография полноправно включена и в современное искусство и в арт-рынок, имея свои специализированные ярмарки, ведущие из которых проходят в Париже (Paris Photo, approche), Лондоне (Photo London), Нью-Йорке (AIPAD), Амстердаме (UNSEEN). То есть, имея ценность и при этом более доступную, в сравнении с живописью, стоимость, но и со своим ростом цен на молодых авторов и аукционными рекордами на современных художников, работающих с фотографией, таких как Андреас Гурски, Синди Шерман, Ричард Принс и другие.
Но если международные имена мы можем принять в качестве ориентиров, потому что про них пишут авторитетные арт-журналы и в целом инфраструктура современного искусства и современной фотографии более развита и имеет всех игроков, от больших выставочных площадок до университетов и галерей, то в локальном арт-рынке и поле фотографии в России коллекционеру и любителю визуального сложно сориентироваться и научиться ценить и покупать фотографию.
Как определяются параметры тиража, размера и цена фотографии
У любой (достойной внимания) работы есть (должен назначаться) авторский тираж (artist print), даже если автор еще не начал его выпускать. Фотография — тиражный объект, и поэтому далеко не всегда нужно (если речь не идет об особых техниках печати) производить, то есть печатать и оформлять, весь заявляемый тираж отпечатка. Но важно определиться, что авторский тираж — это ограниченный определенным, небольшим, количеством и размерами формат каждого изображения, входящего в художественный проект, и назначить этот тираж нужно для каждой работы.
Чаще всего изображению присваивают 2 или 3 размера, в которых данная работа будет смотреться не просто уместно или интересно, но концептуально цельно по отношению к идее проекта и восприятию конкретной оцениваемой фотографии. Автору важно видеть цельность материального воплощения каждой фотографии в относительности к идее всего проекта. Например, если объекты на снимке должны восприниматься в натуральную величину с их реальными прототипами, то для принта стоит выбрать определенный размер, в котором это качество при восприятии не утратится. То есть не нужно, несмотря на желание заявить в продажу 2 или 3 размера принтов, добавлять слишком мелкий или слишком большой размер отпечатков, если в них теряется или даже навязчиво искажается суть вашего высказывания. Лучше выбрать один размер для выпускаемых отпечатков, но назначить чуть больший тираж.
Как определить размер отпечатка? Размеры должны отличаться между собой с шагом в 1,5 к величине короткой стороны отпечатка. Например, если вы начинаете с размера 40х60 см, то следующий оптимальный шаг в размере — это 60х90 см, а третий - 90х120 см. Чем больше размер отпечатка, тем меньше его выпускаемый тираж. Чем ниже тираж — тем выше стоимость отпечатка. Таким образом, небольших по размеру принтов будет больше по количеству (обычно назначается тираж 12-15 штук), их цена будет доступнее, а тот же принт большего размера будет иметь большую уникальность (3-5 экземпляров) и большую цену. На последние отпечатки в тираже, после продажи первых, цена должна повышаться.
Еще один вид отпечатков, которые могут встречаться на арт-рынке — это limited edition print, фотографии, выпущенные ограниченным тиражом. Такие специальные тиражи фотограф может выпускать сам, но чаще это делается вместе с галереей или платформой, которые следят за тем, чтобы не все изображения у автора тиражировались, а отбиралось не больше 2-4 из проекта.
Важным атрибутом любого типа отпечатка, авторского или тиражного, является подпись с указанием номера конкретного отпечатка в тираже. Авторский принт подписывается на обратной стороне карандашом, тиражный может содержать специальную печать с указанием названия выпускающей его галереи, но также с обязательной нумерацией, именем автора и названием работы.
Если принт неделим с твердой основой, например, накатан на алюминиевую основу дибонд или оформлен в технике пластификации, то на обратную сторону объекта клеится стикер с данными отпечатка, наименованием работы (проекта) и именем автора и его живой подписью.
При покупке авторского отпечатка коллекционеру выдается сертификат аутентичности (certificate of authenticity). Все параметры тиража, бумаги, размер отпечатка, продавец и прочее указывается в нем, и сертификат может выдавать как галерея, так или сам автор. Тиражные фотографии чаще всего такого сертификата не имеют.
Что касается цен на фотографию, то здесь начинается самое интересное. Российский арт-рынок, на котором есть галереи, занимающиеся только современной или классической фотографией, представляют адекватный уровень цен на российских авторов в контексте международного ценового диапазона на фотографию. Но рынок также включает в себя стихийную самопрезентацию отдельных фотографов, которые сами выводят свои принты на продажу, а также платформы и маркетплейсы по продаже искусства, на которых авторы также могут назначать цены на свои работы самостоятельно. И все вместе эти поля и намерения образуют хаос из цен и ценности.
Где покупать современную фотографию в России и в мире
В России в реально-виртуальном пространстве действуют 5 галерей, занимающихся исключительно фотографией, но в разном контексте — от экспериментальных и актуальных подходов до классической фотографии и знаменитых имен. Современными молодыми и уже зрелыми авторами занимается FotoDepartament.Gallery, PennLab и Experiment photogallery, а классику представляет Lumiere Gallery и галерея Глаз.
Фотография представлена и в галереях современного искусства, и здесь на помощь в покупке и в том, чтобы сориентироваться в именах и ценах, скорее придут такие онлайн-платформы как TEO by Cosmoscow, Bizar.art или онлайн-галереи со своим составом художников и фотографов, как Sample или Объединение.
В мировом масштабе современная и экспериментальная фотография больше всего представлена в Амстердаме и здесь стоит следить за галереей The Ravistijn Gallery, в Париже — и здесь прогрессивными являются галереи Binome и Les Filles du Calvaire. В Лондоне стоит зайти в The Photographer's Gallery, которая работает одновременно как выставочное пространство, почти музей, но и сотрудничает с авторами как галерея, то есть продает молодых и известных европейских фотографов. Галерея, и агентство,в котором рекламные съемки делают концептуальные фотографы, Webber соединяет Лондон с Лос-Анжелесом, где в этом году открыли новое выставочное пространство, большой лофт-ангар и сейчас показывают фотоинсталляции Томаса Альбдорфа.
И, конечно, в Берлине несколько центров фотографии. Самый интересный — CO Berlin, где помимо выставок также можно купить эдишенсы, а мы уже знаем с вами, что это тиражные принты, в основном молодых авторов, участников выставочной программы центра. А также стоит следить за берлинской фотогалереей Robert Morat Galerie и многие из указанных галерей сможете встретить среди участников ярмарок фотографии и фестивалей.
Но даже зная об этих пространствах, которые можно посетить, не стесняйтесь покупать и отправлять запрос авторам и галереям на понравившиеся работы, виртуально в инстаграме. Статистика трендов онлайн-продаж искусства в отчете платформы Artsy показывает, что 32% сделок по покупке искусства совершается через инстаграм. И значит эта платформа является ключевой, после продаж на маркетплейсах и платформах искусства и сайтах галерей, для презентации работ художников, и уж точно — фотографов, наравне с прямыми продажами галеристов.
Но где бы вы ни покупали фотографию или ни присматривались к ней, смотреть и погружаться в высказывание — это уже смелость и новый интерес, который может перерасти в коллекцию, — и смелость отличать ценное и жить с ним. Жить со знаками своего времени.
Автор: Надя Шереметова
Обложка: Анастасия Цайдер, Arcadia, 2017
07 September, 2023