Хайлайты ярмарки Art Dubai 2024
На днях завершилась 17-ая по счету ярмарка Art Dubai — локальная по своему местонахождению, но глобальная по своим перспективам. Сооснователь галереи Mute. и автор телеграм-канала «Преемник Обриста», Даша Елистратова, побывала на открытии и специально для Объединения рассказывает, как возникла ярмарка, кто стал новыми героями арт-ярмарки в этом году и почему всех поразили авторы из Индии.
С чего все начиналось
Ярмарка Art Dubai была основана в 2007 году экс-банкиром из Великобритании, Бенедиктом Флойдом, и его другом, владельцем галереи в Мэйфейр, Джоном Мартином. Художественная сцена ОАЭ в те годы только формировалась — в первую очередь, благодаря первым волнам миграции из Индии, Ирана, Палестины, Ирака и других стран региона, расцвет искусств в которых случился еще в 1960е-1970е годы, до начала всех политических потрясений региона.
Дубай образца 2007 года — город-стартап с несущейся вперед экономикой, ростом численности населения и, конечно же, бумом недвижимости. Тогда на территории эмирата не было ни одной культурной институции, лишь несколько частных галерей, которые были лишь в начале своего пути, — но ощущение скорого роста витало в воздухе. «В то время было невероятное количество застройки вокруг и всего несколько галерей, поэтому мы подумали: скоро здесь появится рынок искусства,» — рассказывает Флойд для Financial Times — «Но мы думали о чем-то типа ярмарки доступного и недорогого искусства».
Сначала ярмарка была названа Gulf Art Fair и подразумевала путешествующий по всему региону формат. Однако, после скорого успеха, одним из стейкхолдеров (прим.ред. — заинтересованная сторона, лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или ее свойств) стал DIFC (прим.ред. — Международный финансовый центр Дубая, Dubai International Financial Centre), что навсегда привязало территориально организаторов к Дубаю и повлекло за собой соответствующее изменение названия. Сейчас Art Dubai — это целая группа компаний, которая организует такие события как Dubai Design Week, Downtown Design, Global Art Forum и Prototypes for Humanity.
Первое время фокус ярмарки был сосредоточен на репрезентации художников и галерей из стран Залива, но с 2011 года была принята программа по экспансии и расширению географии участников. Так, год за годом, присоединялись галереи из соседних регионов: Индонезия (2012), Западная Африка (2013), Центральная Азия и Кавказ (2014) и так далее. Сегодня, 16 выпусков спустя, Art Dubai представляет собой полноценную международную большую ярмарку: 120 галерей из более чем 40 стран, от bluechip до emerging, представляющих разнообразное искусство от modern до digital.
Об устройстве Art Dubai
17-ый год подряд, не меняя своей локации, событие проходит на территории Madinat Jumeirah: прямо на берегу моря по соседству с самыми дорогими отелями. Тема выпуска 2024 года — «Глобальный Юг». Весь представленный контент разделен на 4 секции: основную — Contemporary, а также Modern, Bawwaba и Digital. И если основная секция, Contemporary, курирована довольно номинально, то в трех остальных — персона куратора становится осевой.
Например, секция Modern, которую курировала Кристианна Бонин, доцент кафедры Истории Искусств в American University of Sharjah, подсвечивает исторические пересечения Советского Союза и стран Глобального Юга. Начиная с 1960-х годов Советский Союз проводил активный культурный обмен среди художников, режиссеров, музыкантов и архитекторов из Ближнего Востока, Африки и Южной Азии, предоставляя стипендии на обучение и возможности для проведения выставок. В этой секции можно найти художников из Ливана, Шри-Ланки, Уганды и многих других стран, визуальная практика которых представляет собой интересный симбиоз советской школы и локальных сюжетов.
Куратором секции Bawwaba (в переводе с арабского значит gateway — ворота) в этом году стал Эмильано Вальдес, главный куратор Музея Современного Искусства в Медельине (Колумбия). Секция представляет собой курированную выборку из 10 художников и объединена темой healing (англ. — исцеление). Это строго соло-стенды: 10 галерей — 10 художников, которые мыслят искусство как пространство переосмысления, исцеления и объединения. Все работы в этой секции сделаны художниками за последние 12 месяцев, а в большинстве случаев — специально для ярмарки.
Секция Digital проходит в этом году в третий раз, и в отличие от всех других ярмарок, которые пытаются работать с новыми форматами, представляет вдумчивый кураторский отбор. Альфредо Крамеротти и Ауронда Скалера назвали секцию “Expansion / Diffusion” («Расширение / Распространение») в честь открытия американского астронома Эдвина Хаббла о том, что Вселенная расширяется (как и расширяется наше с вами понимание искусства в эпоху дигитализации). Кураторы выбирали участников, исходя из того, что они называют «областью искусства и передовых технологий»: технические инновации через призму современного искусства и наоборот.
О новых героях арт-рынка и художниках
Из больших галерей-участниц в этом году приехали Krinzinger и Continua, которые стабильно на протяжении многих лет всегда присутствуют на ярмарке; Almine Rech, которые вновь решили попытать свое счастье в регионе спустя десять лет — в последний раз они участвовали в 2013 году; и Peres Projects, которые приехали на ярмарку впервые. Место галереи Perrotin, которая раньше стабильно привозила Мураками и цветных медведей Паолы Пиви, теперь, после распада сотрудничества дилеров, заняла свежеобразованная галерея Bastok Lessel. Однако, ничем примечательным ни одна из них не выделилась: все показали довольно ровные коммерческие стенды.
Многие эксперты сошлись во мнениях, что в этот раз особенно просияла Индия, особенно в секции Bawwaba. Здесь была представлена молодая индийская художница Манджот Коор на стенде Latitude 28 (Нью-Дели, Индия), которая придумывает аллегорические нарративы. Ее главная героиня — прекрасная женщина, которая то отождествляет себя с птицей, то выбирает возлюбленным дерево. Так, она подчеркивает единство человека и природы.
Индийский художник из Западного Бенгала Дебашиш Поол не ограничился одним лишь пространством стенда. В рамках программы ярмарки можно было посмотреть еще и его перформанс, на основе которого собран непосредственно стенд галереи Emami Art (Калькутта, Индия), которая представляет художника. Получилась довольно многогранная репрезентация (через перформанс, фото, живопись и объекты), в которой Дебашиш исследует свою гендерную флюидность.
Замыкает тройку лидеров секции Bawwaba стенд итальянской галереи Secci, которая показала (опять же) молодого индийского художника Абула Хишама. В своих темных и поэтичных живописных работах он рассуждает о кастовом устройстве родной Индии. Знаю, что именно его недавно в свою коллекцию закупил фонд Jameel Arts Centre, а сам основатель институции с нетерпением ждал первого дня ярмарки, чтобы купить работу Абула в свою личную коллекцию.
В секции Contemporary вновь выделялась Индия. Например, галерея Chemould Prescott Road (Мумбаи, Индия) показала красивый стенд с работами Анджу Додии, которые были представлены в прошлом году на Биеннале в Шардже, а также — острополитический проект саудовской художницы палестинского происхождения Даны Авартани (sold out в первые же часы превью).
Хорошо выглядел стенд галереи Experimenter (Калькутта/Мумбаи, Индия) с репрезентацией сета холстов Аеши Султаны и галереи Jhaveri Contemporary (Мумбаи, Индия) с целым набором интересных участников совершенно разного возраста: Али Казим, Мохаммед Адель, Васанта Йоганантхан.
Также выделялись работы художницы из Саудовской Аравии, Манал Аль Давайан, которую представляет мадридская галерея Sabrina Amrani. На предстоящем открытии Венецианской Биеннале мы увидим ее соло в рамках Национального павильона Саудовской Аравии. Через свои работы Манал поднимает вопрос свободы женщин в своей родной стране.
Еще одна интересная находка в португальской галерее Madragoa — художница из ЮАР, Бухлебезве Сивани. Ее абстракции выполнены из мыла и являются продолжением перформансов, в которых она отмывала себя мылом «до бела».
Локальные галереи из Дубая заняли всего 21 стенд, что является хорошим индикатором развития местного рынка. Однако, на мой взгляд, лишь только одна из этих галерей показала по-настоящему интересный и сильный проект — инсталляцию палестинской художницы Мирны Бамех (галерея Nika Project Space, секция Bawwaba) про ферментацию и нематериальную память. Кстати, самая громкая продажа на ярмарке принадлежит также дубайской галерее Efie: они продали настенное панно ганского художника Эля Анацуи, инсталляция которого сейчас как раз украшает Турбинный зал Tate Modern, за $600.000.
Резюме
Ярмарка Art Dubai — это совершенно другой опыт, отличный от Art Basel и Frieze и от всего, что мы видим в Европе или в Америке. Здесь — пространство нового: новых имен, новых галерей, новых смыслов. Здесь слишком мало знакомого и слишком много незнакомого. Для того, чтобы разобраться, требуется гораздо больше времени: приходится рассматривать этикетки, читать описания и донимать галеристов.
Здесь обязательно проходишь через стадию непринятия и отторжения к пониманию, здесь происходит перенастройка оптики. Меня приятно удивило то, что в сравнении с предыдущими годами контент в общей массе становится менее коммерческим и более концептуальным. Организаторы в этом году амбициозно заявляют: Art Dubai становится главной ярмаркой и центром притяжения всего Глобального Юга, альтернативой всему тому, к чему приучил нас Запад.
«Дубай — это многонациональное сообщество, наполненное микро-сообществами. Поэтому мы не просто ярмарка искусства. Мы гордимся тем, что являемся местом встречи для всех этих микро-сообществ, которые вносят свой вклад в непрерывное развитие Дубая как глобального города, так и столицы Глобального Юга,» — говорит художественный руководитель ярмарки Пабло дель Валь.
И Дубай, действительно, из города-стартапа постепенно перерастает в полноценный мегаполис, во взрослый город с большим количество игроков на рынке и с все более качественным контентом. Именно здесь, кажется, постепенно формируется новый центр глобализации, в котором доминирующая сторона, наконец, становится меньшинством.