Хороший пример: инсталляция «Ночь козерога» Миши Гудвина в Выксе

ВЫСТАВКИ

Фотографии: Варвара Топленникова

10 June, 2022

До 11 июня можно посмотреть инсталляцию по результатам резиденции в Выксе Михаила Гудвина — «Ночь козерога». В этом проекте художник создал спекулятивную инсталляцию, посвященную мифологической связи города с древними эзотерическими и астрологическими практиками.

Инсталляция имитирует воссозданные руины древнего алтаря или заброшенного объекта культа, в котором раскрывается связь единорога с древними практиками. Чтобы доказать связь города с астрологическими практиками местных тайных сообществ, художник восстановил в спекулятивной инсталляции древний Выксунский алтарь. Михаил рассказывает, что использовал для создания найденные артефакты — гипсовые фрагменты архитектурного декора. Он также ссылается на использование символического образа единорога: как символ единобожия у масонов, знак невинности, смелости и гордости в геральдике, красоты и добродетели в христианстве.

«Взглянув на герб Выксы с изображенным единорогом, можно сразу догадаться о странной связи города с чем-то мифическим или даже оккультным. Герб города 2017 года является современным переосмыслением старинной геральдики основателей города — братьев Баташевых. На их гербе было также изображено два единорога. Но откуда у братьев взялся этот мифологический образ?

На самом деле, единорог, несмотря на кажущийся западный контекст, фигурировал и у русских правителей. Например, единорог присутствовал на личной печати Ивана Грозного. Предполагается, что образ единорога является модифицированным образом знака зодиака — Козерога. Это зафиксировано в „Изборнике Святослава“ 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки зодиака, а Козерог имеет облик единорога».

Куратор проекта, Алиса Багдонайте: «Проект Гудвина с одной стороны, кажется умелой визуальной композицией, построенной на контрастах фактур и эстетик, удачных цитат и романтизированных клише, но с другой — его инсталляция может восприниматься как комплексная система, элементы которой конфликтуют и резонируют друг с другом, волей художника оставаясь в состоянии напряжения и равновесия. Так, хаос Гудвина оказывается его космосом, а соединение несоединимого — принципом целостности его эстетики.

Теперь представим, что мы смотрим на инсталляцию Миши из космоса, видим весь мир и Выксу нечеловеческими глазами — сверху. Под этим взглядом каждый может почувствовать себя очень маленьким, сродненными со всем окружающим, а предложенная Гудвином система неконгруэнтных частиц, идей и предметов оказывается монолитным артефактом современной человеческой культуры».

Инсталляция размещена в резиденции в Выксе до 11 июня.

ВЫСТАВКИ

Фотографии: Варвара Топленникова

10 June, 2022