Хороший пример: выставка «Себе на уме» в ГЭС-2
Автор: Анжела Гурциева
Фото: предоставлены пресс-службой Дома культуры «ГЭС-2»
17 May, 2023
До 23 июля в Доме культуры «ГЭС-2» проходит выставка «Себе на уме» — проект о Костроме и ее жителях. Выставке предшествовал «День равнодействия» — уличный фестиваль, состоявшийся осенью 2022 года в Костроме и объединивший локальных художников, ремесленников, музыкантов и перформеров.
Ольга Рокаль — архитектор фестиваля, а затем и выставки — рассказала «Объединению» о праздничной и ироничной архитектуре «Себе на уме», в которой обнаруживаются многочисленные отсылки к фестивалю.
О ФЕСТИВАЛЕ «ДЕНЬ РАВНОДЕЙСТВИЯ»
У «ГЭС-2» есть программа, которая называется «ГЭС-2: Города»*, в рамках которой деликатно поддерживаются культурные инициативы в нескольких городах, включая Кострому.
Мое участие в программе началось тогда, когда Полина Зотова, куратор детских и семейных программ, связалась со мной, чтобы я могла заняться проектированием ателье в культовой костромской галерее, где в течение последних десятилетий показывалось современное искусство и выставлялись все значимые художники города. На тот момент я ничего не знала ни про Кострому, ни про галерею, и посчитала, что работать над этим без участия жителей Костромы не стоит, — так появилась идея собрать местных подростков, вместе с ними сколотить прототипы пространства и понять, как оно может быть использовано.
Пока мы работали над ателье, перезнакомились с местными творческими сообществами, кураторами, художниками и ремесленниками, которые затем, при поддержке «ГЭС-2», решили организовать партиципаторный фестиваль «День равнодействия». У меня к тому времени уже был опыт создания странных, временных, ситуативных и работающих здесь и сейчас конструкций для фестиваля «Районнале», поэтому меня попросили разработать для «Дня равнодействия» инфраструктуру, которую мы в итоге в формате DIY построили за 5 дней в гаражах на окраине Костромы. Это было большим приключением, но вышло гармонично.
О «СЕБЕ НА УМЕ» И АРХИТЕКТУРНЫХ ОТСЫЛКАХ
Для считывания отсылок к фестивалю в архитектуре выставки нужно знать несколько важных вещей. Во-первых, «День равнодействия» проходил в сквере Филармонии — это важный спот Костромы, где растет огромный роскошный дуб. Вокруг этого дуба мы положили настил, которым на выставке обложен «Фантом» — инсталляция Полины Беловой.
Во-вторых, в день фестиваля лил ужасный дождь, и поэтому главным сердцем события стал шатер, который изначально создавался только для проведения воркшопов. Именно в шатре на выставке расположились разные артефакты фестиваля — маски, посохи и все то, что осталось после действа под музыку неофолк-группы «Рабо́р», выступавшей затем и на открытии выставки в Москве. Шатер — это такой портал и по форме, и по содержанию похожий на тот, что был на фестивале.
К тому же, само помещение выставки в «ГЭС-2» — это длинное пространство, сложное для экспонирования. Ее необходимо было простым способом разбить, и шатер стал идеальным решением. Великие семь черепов «Шествие II» Иосифа Дашевского очень к шатру подошли.
Идея с полотнами была придумана и реализована художницей Марьей Коротко_ для фестиваля, а потом и для выставки. Для их экспонирования мы сделали два фланкирующих стола с огромными возвышающимися рамами, на которых были вывешены 10 рушников. Эти рамы напоминают наличники, ведь в Костроме очень много деревянной застройки. Сам принцип конструкции, формообразования этих наличников в галерее отсылает к нашему принципу конструкции на фестивале — это такая сборная рама и портал в другое время-место. Каждый портал существует немного отдельно, потому что в эти наличники-порталы помещаются разные маршруты и сюжеты, придуманные кураторами.
Что еще интересно — у всех экспозиционных деревянных столиков немного кривоватые ножки, легкая кособокость. Они все как будто убегают или прибегают друг к другу. Некоторые из них имитируют скатерность — прием, который мы тоже выработали во время фестиваля.
О ШКОДНИЧЕСТВЕ
Проектированием общественных пространств я занимаюсь последние лет 15, еще работая в бюро Wowhaus, проектировала «Стрелку», в 2015 году, с партнерами мы основали бюро UTRO.
Параллельно я занималась педагогической деятельностью — у нас есть программа МЕСТО — и социокультурным программированием в демократическом формате, странными постройками и городскими интервенциями. Я не ортодоксальный архитектор и привереженец идеи о том, что горожане — играющие взрослые.
Некоторое шкодничество — у меня в крови, и оно наверняка проявилось на выставке. Я не думала над тем, чтобы сделать выставку игровой площадкой, но хотелось все-таки сделать пространство ироничным, несерьезным, созданным с любовью. Выставка ведь о фестивале, действе, хэппенинге — это общее проживание хотелось упаковать в нарядный визуальный язык, добавить странности, игривости и таким образом показать кусочек города.
О ПЕРВОМ ОПЫТЕ
Выставка «Себе на уме» была моим первым опытом проектирования художественной экспозиции. Здесь, конечно, было много открытий и казалось, что все возможно. Общение с художниками и работа с хранителями, наблюдение за процессами того, как работы доставляются, хранятся и ремонтируются, совместное концептуализирование и написание кураторских текстов — это все было ух-ты-вау-как-здорово!
О ВДОХНОВЕНИИ
Я очень люблю британский коллектив Assemble — во время подготовки выставки я смотрела на них. Они для меня были таким ориентиром — по духу, по ценностям, которые у нас совпадают, и по тому, как они работают с материалами.
* Партнеры программы «ГЭС-2: Города» — дочерние компании ПАО «НОВАТЭК», которые активно участвуют в культурной и социальной жизни городов, где они работают.
Автор: Анжела Гурциева
Фото: предоставлены пресс-службой Дома культуры «ГЭС-2»
17 May, 2023