Хороший пример: вернисаж в галерее Ельцин-центра художницы Алисы Горшениной

ВЕРНИСАЖ

Автор: Лобачева Анастасия

Фото : Александр Мехоношин

15 July, 2022

1 июля в арт-галерее «Ельцин-центра» открылась выставка художницы Алисы Горшениной — «Пугало стояло в центре вспаханного поля».
В экспозиции представлены работы художницы с 2018 по 2022 года, охватывающие практически все ее проекты этого периода. Спросили у Алисы, как было придумано такое название, о чем выставка и какая тема в ее творчестве волнует художницу сейчас.

АЛИСА ГОРШЕНИНА: «Примерно в начале марта мы собрались с друзьями и решили погадать на книжках на будущее по странице и строчке. Когда дошла очередь до меня, я решила узнать, что ждет мое искусство, потому что на тот момент казалось, что не будет никаких перспектив. Я открыла нужную страницу, посчитала строчку и там была фраза: «Пугало стояло в центре вспаханного поля». Мне показалось, что это очень сильный образ, у которого много разных смыслов и, в целом, визуально я его сразу представила.

Я подумала, в рамках гадания эту фразу можно трактовать неоднозначно, но, тем не менее, мне показалось, что эта фраза с надеждой и, если я когда-нибудь открою свою персональную выставку, то назову ее именно так.

Вскоре мне написали из галереи Ельцин-центра с приглашением сделать персональный проект. Не раздумывая, я сразу же предложила это название. Не смотря на то, что оно сложное, его решили оставить, и я этому очень рада, ведь оно очень символичное для меня.

Выставка готовилась примерно месяц, может — чуть дольше. Она важна для меня, потому что сейчас непонятно, как будет развиваться моя художественная карьера и какие перспективы меня ожидают. Поэтому мне хотелось показать масштабно себя и свое искусство: я отобрала самые значимые работы с 2018 года до сегодняшних дней. В этих работах можно увидеть, как менялось то, что я делаю. Не смотря на то, что материалы остаются теми же, настроение моих работ изменилось. Мое искусство и раньше не было каким-то очень светлым, я часто поднимала сложные темы, говорила через работы о своих эмоциях и переживаниях, но сейчас это все усилилось. На выставке есть объекты, которые до этого я даже не публиковала в социальных сетях.

Хоть выставка и охватывает период с 2018 года, тем не менее — она открывается моим детским рисунком, где я изобразила себя плачущей. Рядом с рисунком расположены капроновые капли-слезы и текст, в котором написано то, что мое искусство часто плачет. Я решила сделать такой старт в экспозиции, чтобы показать, как много личных чувств будет представлено на этой выставке. И это в целом характеризует мое искусство.

Вообще с детством связана не только работа, которая открывает выставку. Сразу же бросается в глаза большой шатер — это работа, посвященная моей бабушке. Этот объект напоминает большое тело, наверху которого двуликая голова с рогами. Это образ небесной коровы и одновременно богини, который сильно ассоциируется у меня с бабушкой. По воспоминаниям из детства у бабушки была такая большая черная шуба, на которую зимой падали снежинки, и это напоминало небосвод. Внутрь шатра может зайти 2-3 человека. Там также расположена сборная инсталляция, которая состоит из скульптуры бабушки, внутри ее живота композиция из разных маленьких фигурок с деревенским зимним пейзажем, самой бабушкой, меня и моей старшей сестры. Эта работа показывает один реальный день из детства, когда мы пошли кататься по замерзшей дороге. Вроде бы это обычная история, но для меня этот день такой волшебный и важный, закрепившейся в памяти.

На выставке также представлено много разных костюмов, которые я шью для себя. Они не связаны единой темой, но серия показывает то, как для меня важна связь между мной и моими работами. Также есть проект, который называется «Магический наличник». Я часто работаю с этим символом, который также связан с детством. В детстве мне всегда было интересно заглядывать в окна деревянных домов и смотреть, что там происходит. У кого-то стоит красивый цветок на окне или же там просто темнота. Композиция с наличником и окном — это всегда будто бы как готовое произведение искусства. Я использую старые наличники, если это требуется — восстанавливаю их, украшаю шторами и внутри помещаю один важный для меня символ. Например, есть работа с текстильным сердцем.

Сердце также относится к проекту «Слышу голоса России». Он еще не до конца оформлен. Но в последнее время мне захотелось подсветить многонациональность нашей страны. Через социальные сети я собираю слова от разных носителей языков и, таким образом, собираю словарь одного слова. Для сердца я собирала разные варианты слова «боль», но иногда мне присылали более сложные конструкции этого чувства, потому что в некоторых языках нет такого обозначения. Но по смыслу это все относится к душевной боли.

Также из этой серии на выставке представлен белый костюм, на котором написано слово «мир» на разных языках. Эта работа закрывает экспозицию.

Есть работы, посвященные теме телесности и моему обращению к разным культурам нашей страны. До «Слышу голоса России» я делала проект, посвященные республики Башкортостан, Коми, Архангельску. Для меня важна эта тема, потому что я сама человек, в генах которого собраны разные народы, и мне всегда было интересно изучать этот вопрос. Сейчас работы, которые затрагивают эту тему, переросли из чего-то личного во что-то большее, и я нахожусь на этапе изучения и анализа этого направления».

Выставка продлится до 28 августа, стоимость входа от 150 рублей.

ВЕРНИСАЖ

Автор: Лобачева Анастасия

Фото : Александр Мехоношин

15 July, 2022