Хороший пример: выставка Алисы Горшениной в Садах Этрета в Нормандии
Алиса Горшенина — художница из Нижнего Тагила, работающая с разными медиумами, но особенно известная своими текстильными скульптурами и масками. В августе в Садах Этрета на севере Франции у художницы открылась выставка. Излюбленные символы Алисы — сердца, глаза, цветы и слезы — населили сады, расположившись на их склонах.
Поговорили с Алисой Горшениной и Анастасией Харченко, отвечающей за коммуникации и культурные партнерства Садов, о том, как была придумана и организована выставка, и как на нее влияет северная природа.

Алиса Горшенина
художница
Об идее выставки
Сад — богатый и сложный символ, передающий большой спектр значений. Сад может быть маяком надежды, местом, где жизнь процветает даже в самые мрачные времена. Сад противопоставляет порядок хаосу внешнего мира. Сад — это место, где даже один человек может обуздать и упорядочить буйство дикой природы.
Но для меня сад не символ подчинения, в моей стране сады используют для выращивания плодов и цветов, сочетая практичную и эстетичную функции. Сад — это место, где желание людей создавать, взращивать что-то новое имеет абсолютную форму.
Мое желание создавать, как художницы, перекликается с желанием садовников выращивать. Для меня сад — это безопасное место, природное укрытие от всего страшного, что происходит в мире; место, где можно твердо чувствовать землю под ногами, ощущать, что ты можешь что-то контролировать, но не подчинять. В моем саду вырастает много разных вещей, и это становится возможно только лишь благодаря уважению и бережному отношению к природе, а не подавлению ее сил.
Когда вокруг множатся разрушения, мне интуитивно хочется создать вокруг себя безопасное пространство. Защитить все, что так дорого. Сад, как символ того самого безопасного места, не первый раз возникает в моем искусстве.
В 2023 году я создала проект «Садовник», который был посвящен в первую очередь человеку, обитающему в саду, а в этот раз главным героем стал сам сад и его наполнение.
О воплощении
Сад находится в Нормандии, это север Франции, город Этрета. Меня пригласила Анастасия Харченко, которая работает там. Мы с ней давно собирались организовать сотрудничество в сфере искусства, и, наконец, все так сложилось, что у меня появилась французская виза. Из России я уехала на месяц, и здесь, в Европе, у меня сконцентрированы разные проекты в разных странах. Франция стала первой остановкой.
Изначально планировалось, что я буду участвовать в мини-резиденции в саду: тут периодически останавливаются художницы и художники, делают проекты. Я приехала на неделю, привезла текстильные работы, которые мы собирались установить и собрать обратно. Когда мы разместили работы в саду, то увидели, что они очень хорошо встроились в ландшафт. Мы поняли, что хотим продлить проект, и в итоге я уехала в Норвегию в другую резиденцию, а работы остались там.
Погода в Нормандии переменчивая, а значит, работы приходится переодически убирать и выставлять обратно, если мы хотим их сохранить. Еще пару месяцев работы будут в саду, но все зависит от погоды.

Анастасия Харченко
отвечает за коммуникации и культурные партнерства Jardins d'Étretat
Как готовилась выставка
Мы давно знакомы с Алисой и не раз обсуждали возможность совместной работы. Когда она запланировала поездку в Европу, мы наметили ее визит в Сады. Сначала речь шла о короткой резиденции и возможности работать над рисунками, фото и видео на месте, но вскоре мы поняли, что обеим сторонам интересно интегрировать текстильные скульптуры в пространство Садов, и можно спланировать это дистанционно. Я показала Алисе планы и подробные видео места, описала атмосферу сада, рассказала его историю, историю региона, особенности растений и почвы, погоды здесь. Алиса сразу погрузилась в работу.
Здесь важно отметить, что Сады Этрета являются четко продуманным пространством, самодостаточным в своем художественном смысле. Александр Гривко, создатель Садов Этрета, работает с объемами, идеями и растениями именно как художник. Именно поэтому приглашенным художникам важно учитывать, что они вписываются в пространство взаимодействия с законченным высказыванием архитектора, но в то же время и с непредсказуемостью живой природы. За этим диалогом потрясающе интересно наблюдать.
Когда Алиса вернулась с первыми эскизами своих работ, я показала их Александру Гривко, и мы поняли, что проект складывается. Алиса создала свои произведения в Нижнем Тагиле и привезла во Францию. Прогуливаясь по саду, мы нашли совершенно неожиданные места для установки работ, и незаметные ранее зеленые уголки вдруг превратились в настоящие сцены для текстильных скульптур. Пространство заиграло по-другому, люди стали ходить по саду по-другому, выбирать новые маршруты и точки остановок. Контраст суровой природы Нормандии, влажной почвы, густого покрова растений и хрупких текстильных работ получился по-настоящему волнующим.
Как попасть в резиденцию в Сады
Раз в два года мы открываем прием заявок на участие в нашей арт-резиденции (ближайший опен-колл будет объявлен в октябре 2024). Это главная возможность реализовать большой художественный проект в Садах Этрета, сайт-специфичную инсталляцию. Отбором финалистов занимается команда Les Jardins d'Étretat, утверждают финалиста владельцы и создатели проекта. Также можно отправить заявку в свободной форме с идеями сотрудничества — мы их регулярно рассматриваем.