ХУДОЖНИЦА МАРИЯ ЕРМОЛЕНКО

ИНТЕРВЬЮ

07 December, 2021

Мария Ермоленко — молодая художница из Санкт-Петербурга, недавно получившая грант Frants Art Foundation. Она работает с темой магического реализма, памяти и взаимодействия человека и природы. Недавно Мария основала независимый журнал о фотографии Grandmama’s Print.

Специально для ОБЪЕДИНЕНИЯ Мария рассказала о своих последних фотопроектах: Камуфляж, Flow, Плоть от Плоти и Покинутый остров.

КАМУФЛЯЖ

Меня вдохновляет, как снег и туман изменяют пространство. В них растворяется все без остатка. Скрывшись от наших глаз, люди, города и животные кажутся защищенными от опасности. Когда горят леса и исчезают целые виды животных, я пытаюсь понять, как могла бы их защитить. В проекте я укутываю в дым, пеленаю, прячу природные объекты, которые кажутся мне уязвимыми. Сейчас я думаю о защите. Размышляю о мимикрии. Лишь некоторые виды животных и растений способны к такому перевоплощению. Что было бы, если бы все могли защитить себя с помощью гармонической окраски? Я заполняю белоснежное пространство осмысленно и кропотливо, словно японские граверы, оставляя лишь контуры и намеки. Как бы ведя чернильным пером по белому листу, исследуя наполняемость пустоты. Объекты сливаются с миром, и мы больше их не замечаем. Мы оставляем их в покое.

ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ

В этом проекте я исследую мифы и традиции славян, связанные с землей. Славянские народы особо почитали ее. Они относились к ней, как к живому дышащему существу, как к кормилице, настоящей матери. Ей поклонялись и относись бережно. Земля — великая утроба, рождающая все, связанное с жизнью. Из земли, согласно многим легендам, создано тело человека. Туда оно уходит после смерти. Я ощущаю себя частью этой культуры, в которой мать-земля дышит, помогает и забирает. Мне хочется напомнить об этой связи. Мне хочется помнить.

FLOW

Время впечатлений всегда опаздывает по отношению к моменту, который его вызвал. Человек находится в вечном поиске. В японской философии есть понятие ‘фуэки-рюко’. О форме вечного и непрерывного, которые связаны с текущим и мгновенным. Жизнь хрупка, наше пребывание в ней мимолетно, как путешествие. Моя серия о впечатлении, о мгновении, о жизни и смерти. В своем непрерывном движении время уносит все, оставляя лишь память. Я закрываю глаза, в моей голове всплывают воспоминания. Они — свидетельство того, кто мы и откуда. Они всегда разные, все зависит от нашего нынешнего состояния. Воспоминания — нечто субъективное. Помнить объективно невозможно. В измерениях других людей мы всегда разные. Воспоминания делают меня мной. Забвение — смерть. Время живо и безразлично. Мы сами наделяем его значениями, даем ему качества. Но когда я думаю о том, что жизнь перед лицом вечности ничто, просто пыль — мне становится страшно.

ПОКИНУТЫЙ ОСТРОВ

Проживая всю жизнь на острове Котлин, я вижу, как на моих глазах разрушаются форты. И постоянно задаюсь вопросом:  что делать с разрушающимися зданиями? В 1704 году Петр 1 основал город Кронштадт и решил, что он будет защищать Санкт-Петербург от врагов. Кронштадт стал городом—спутником Петербурга. Вокруг острова, Петр начал строить форты — маленькие острова-крепости, замки войны, всего было возведено 19 построек. Моя цель в проекте — не прямая документация происходящего, но свидетельствование существования фортов, их превращения в руины и последующего восстановления. Я «замораживаю» очертания фортов во времени, фиксируя их в переходном руинированном состоянии. Запечатлевая форты, я присваиваю себе не собственное прошлое и ретранслирую его миру. Следы этого прошлого доступны любому наблюдающему. Руины — уникальное свидетельство былого, которые живы в настоящем. Это временной портал. Они представляют собой уже другой, измененный объект, нежели изначальная постройка. Руины — это разрушающееся, но и разрушенное одновременно. Восстановленный форт — двойник первичного здания. Меня завораживает мысль о подмене реальности. Незаметно, сами того не подозревая, мы создаем копию настоящего мира, чаще всего неточно. Можно ли  называть это здание тем же именем, если это уже другой объект? Восстанавливая, мы заменяем подлинное здание его копией. Множу взгляды и подключаю к своему — взгляд компьютера, который позволяет мне распечатывать объекты на 3D принтере. Рождается новое измерение фортов, которое создано машиной и человеком. Смотрящий (я) рождает еще одну реальность (копия умноженная на три). Я являюсь свидетелем руинирования фортов, своим субъективным взглядом фиксирую происходящее на снимках. Использую «мутный» взгляд, переснимая одно  и то же фото несколько раз, чтобы добиться эффекта стирания и распада памяти.  Копирую свои фотографии, как мы копируем здания, восстанавливая их.

ИНТЕРВЬЮ

07 December, 2021