In memoriam. Творческие стратегии Сая Твомбли

Новости

Автор: Елизавета Фомина

Обложка: François Halard

05 July, 2023

В этот день, 12 лет назад, после продолжительной борьбы с раком умер Сай Твомбли. Наравне с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом художник составляет важную часть развития американского экспрессионизма. Несмотря на сильное влияние вышеназванных авторов, работы Твомбли стоят особняком и притягивают своей уникальностью.

В память о Сае Твомбли публикуем эссе Елизаветы Фоминой о творческой свободе и основных чертах, определяющих искусство художника.

Сай Твомбли, 1959. Источник: Camilla and Earl McGrath Foundation

Сай Твомбли родился в Венгрии, получил образование и первое признание в США, прожил последние свои годы в Италии. Нью-Йорк можно назвать местом поиска художественного языка Твомбли, где он познакомился с кругом абстрактных экспрессионистов, посещая занятия в Black Mountain College. Позднее он отошел от экспрессионизма, разработав свой уникальный язык живописи и скульптуры. Сай Твомбли стал одним из немногих современных художников, чья работа экспонируется на постоянной основе в Лувре. Выставки Твомбли проводятся в Париже, Берлине, Лондоне, и на одной из таких ретроспектив в 1970-е года побывал Ролан Барт (выдающейся французский философ-семиолог). Под впечатлением от экспозиции он написал два небольших текста, в которых содержится проницательный анализ самобытного творчества Твомбли. Влияние художника можно обнаружить в творчестве уличных художников 1980-х годов, среди которых — Жан-Мишель Баския. Попытка оставить след на поверхности — вот что роднит Твомбли и поколение уличных художников.

Часто именно про работы Сая Твомбли можно услышать: «такое нарисует даже ребенок». Несмотря на то что абстракция как направление существовала не первое десятилетие, архаичность живописи Твомбли цепляет и поражает. Часто его картины сравнивают с наскальными рисунками или с живописью без знаков. Полотна художника действительно напоминают каракули, но именно из-за наивной простоты и утонченности его работ возникает ощущение тотальной свободы творчества. Ролан Барт в своем эссе, посвященном работам Твомбли, проводит различие его полотен и детских рисунков в том, что при создании живописного изображения ребенок совершает усилие, в то время как работы Сая Твомбли выполнены будто легкой ленивой рукой мастера. Тем не менее желание оставить след, зафиксировать присутствие через начертания роднит картины художника и рисунки детей. В начале своей карьеры вандальные абстракции художника не были тепло встречены публикой, но уже 1980-90-е годы Твомбли получает долгожданное признание.

School of Athens, 1964. Источник: Cy Twombly Foundation

Чтобы разобраться, каким образом достигается это уникальное ощущение свободы в рисунках, скульптурах и инсталляциях художника, обратимся к основным художественным стратегиям автора.

1.

Во-первых, одной из наиболее узнаваемых черт искусства Твомбли являются античные мотивы. Они появляются после поездки с его коллегой Робертом Раушенбергом в Северную Африку, Испанию, Италию и Францию. Античная культура, которая впечатлила Твомбли, мотивы древнегреческой мифологии стали сквозным мотивом его работ начиная с 60-х годов и заканчивая смертью. Среди ключевых античных работ и циклов следует упомянуть Fifty Days at Iliams, 1978, и Poems to the Sea 1959.

Untitled, 1970. Источник: Cy Twombly Foundation

2.

Во-вторых, объект письма. Поздние графические работы художника, представленные на сером фоне, внешне напоминающие громадные грифельные школьные доски (1966–1972), крайне похожи на текст, но не являются им. Эти «надписи» ничего не означают, в них не зафиксирован код и нет сообщения, они являются актом письма. Письма до текста. На это в том числе мог повлиять опыт работы художника в криптографии в американской армии. Именно философия письма дает ключ к интерпретации полотен Твомбли.

Free Wheeler, 1955. Источник: Artchive

3.

В-третьих, элемент граффитичности в работах. Внимательно рассмотрим работу «Без тормозов», 1955. Визуально мы узнаем материал, которым выполнена работа — грифельный карандаш. Карандаш жестко и резко царапает холст, оставляя хищный след акта действия. Сай Твомбли помогает нам увидеть материал как след, как жест царапания, жест воздействия. Именно из этого жеста агрессивного следа, присутствия и возникает искусство граффити как попытка оставить свой индекс на стенах. Также можно провести параллель произведений Твомбли с наскальными древними рисунками, которые, по сути, служили для фиксации преобразования человеком предмета. Влияние Сая Твомбли мы можем наблюдать в том числе и в ранних работах Жана-Мишеля Баския как акта оставления следа в городском пространстве.

Fifty Days at Iliams, 1978. Источник: Philadelphia Museum of Art

4.

Четвертая творческая стратегия, которую мы можем выявить я творчестве Твомбли, — это переход картины к инсталляции. Вышеупомянутый цикл Fifty Days at Iliams представлен на больших холстах, они объединены общей тематикой и погружают зрителя в особое состояние. Картины представляются совокупным художественным целым, составляющим единую нить повествования. Тот же подход к восприятию можно применить к нескольким циклам художника, например Nine Discourses on Commodus, 1963.

Coronation of Sesostris, 2000. Источник: Cy Twombly Foundation

5.

Последняя творческая стратегия автора, которую интересно выделить в его творчестве, — это наименование картин. Для абстрактного экспрессионизма не является редкостью, когда произведения не имеют названия или просто пронумерованы, но в случае Твомбли многие произведения имеют названия, отсылающие к классическим сюжетам (Coronation of Sesostris, 2000, Shades of Achilles, Patroclus, and Hector, 1978, School of Athens, 1964). В классическом искусстве название и изображение идентичны друг другу: мы наблюдаем заглавных персонажей и заданные сюжеты. В картинах Твомбли мы не наблюдаем прямой связи слово–изображение, но чувствуем, что объекты изображенные на полотнах не противоречат названию. Художник продюсирует отдельную логику интерпретации зрителем изображения и позволяет нам увидеть полноценный сюжет через особый код его объектов.

Новости

Автор: Елизавета Фомина

Обложка: François Halard

05 July, 2023