Искусство в законе: 7 вопросов о легальности покупки и продажи NFT

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ФОТОГРАФИЯ: ПРЕДОСТАВЛЕНА АНАСТАСИЕЙ ДОРОФЕЕВОЙ

16 February, 2022

Представляем наш новый цикл материалов: искусство в законе. Юрист Анастасия Дорофеева по нашей просьбе будет разбираться с нюансами договорных отношений в сфере искусства: как правильно оформить отношения с галереей или инвойс при продаже искусства, заключить договор на предоставление своих изображений. Открывает рубрику материал с простыми вопросами об NFT: легально ли продавать NFT на российском рынке, кому принадлежат авторские права на них, и что делать коллекционеру, который по незнанию купил NFT, использующий чужое изображение.

Рынок NFT стремительно растет с каждым днем. По данным The Block, объем торгов NFT в январе 2022 г. превысил рекордные $6,86 млрд, что на 157% больше, чем в декабре минувшего года. Художники мечтают продавать свои NFT-арты, а коллекционеры готовы платить за это. Но мало кто понимает, что такое NFT на самом деле, можно ли их продавать в России законно, какие права получает покупатель NFT, и стоит ли вкладываться в такой актив?

Что говорит российский закон про NFT?

В российском законе NFT никак не фигурирует, что создает много вопросов в юридическом сообществе относительно их правовой природы. Самая главная юридическая проблема при продаже NFT состоит в том, что, осуществляясь на блокчейне, оплата может быть проведена только в криптовалюте — что запрещено российским законом. Как именно звучит формулировка? Человек, фактически находящийся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту за передаваемые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (часть 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Кроме того, до сих пор нет легального способа вывести деньги, вырученные за NFT, помимо обязанности декларировать доходы, превышающие 600 т.р., полученные в криптовалютах (абзац 2 части 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
По этим причинам, когда Эрмитаж продавал оцифрованные шедевры из своей коллекции в NFT-формате, юристы музея вывели сделку из-под действия норм российского права, проведя ее через иностранных агентов в юрисдикции, где допускаются операции с криптовалютами.

Когда вы покупаете NFT, что именно вы приобретаете по закону?

Непосредственным предметом покупки NFT является не само цифровое изображение, видео или другой арт-объект, который мы видим на экране, а стоящий за NFT уникальный криптографический сертификат (цифровой код). А значит, покупая NFT, покупатель не получает какие-либо юридические права на изображение, а получает, грубо говоря, только строку записи с символами в блокчейне.

То есть я не смогу никак использовать купленное изображение?

Да, если не пропишете это в договоре. Факт приобретения NFT не означает, что покупатель получает исключительные права (то есть право коммерческого использования) купленного арта. Необходимо обязательно читать правила продажи NFT, предусмотренные на самих торговых площадках. Но в целом для того, чтобы получить право использовать искусство (представленное в NFT формате) в коммерческих целях, — например, продавать его тиражные копии или нанести как принт на мерч — необходимо подписывать традиционный договор с продавцом (договор о переходе исключительного права или лицензионный договор), в котором будет четко прописано, какие права получает покупатель.

Если NFT использует чужое изображение — например, покойного Рене Магритта, то кто должен проверять авторские права?

NFT может быть создан методом оцифровки реально существующего предмета искусства, как правило, путем фотографирования реальной картины. Так, например, было сделано при продаже NFT музеями Уффици и Эрмитажем. В частности, за NFT картины Микеланджело «Мадонна Дони» Уффици выручили за $170 тыс., а Эрмитаж — 30 млн. руб. за продажу 10 NFT в рамках акции «Ваш NFT хранится в Эрмитаже».
Если такую акцию проводит музей, который обладает правами на физический оригинал работы, то юридических сложностей не возникает. Но если оригинал работы не принадлежит NFT-художнику, то продавать такие NFT незаконно. Картину можно оцифровывать только с согласия художника при его жизни, с согласия наследников — в течение 70 лет с года, следующего за годом смерти художника, а если картина находится в государственном музее, то с согласия дирекции музея бессрочно. В некоторых странах необходимо получать согласие коллекционера, даже если картина находится в частном собрании.

Что делать, если вы вдруг купили NFT, незаконно использующее чужое изображение?

К сожалению, закон вам никак не поможет. Находясь в неведении, коллекционер иногда приобретает NFT, нарушающий чужие права. Если такой NFT будет заблокирован или удален (“берн”) с платформы по требованию правообладателя, то покупатель окажется и без уплаченных денег, и без своего цифрового «произведения искусства».
Например, так произошло в ситуации с MetaBirkins — NFT в виде цифровых аналогов сумок Birkin от Hérmes, созданных художником Мэйсоном Ротшильдом из фактуры, визуально напоминающей мех. NFT были заблокированы по требованию Hérmes, поскольку бренд посчитал, что нарушены права на его товарные знаки: на название сумки и ее форму. Дело находится на стадии рассмотрения в суде США, и будет очень интересно ознакомиться с вынесенным решением, потому что на данный момент это первый спор о столкновении прав на реально существующие и на цифровые объекты. Если суд встанет на сторону Hérmes и вынесет решение, обязывающее Мэйсона Ротшильда удалить NFT, то покупатели, заплатившие художнику в общей сумме уже более $1 млн, явно захотят предъявить к нему иски о выплате денег обратно. Если бы покупатели приобретали объекты физического мира, такие иски (виндикационные) подлежали бы удовлетворению. Но когда речь идет об NFT, правовая природа которых вызывает вопросы и не дает возможности говорить о том, что NFT можно владеть в смысле гражданского законодательства, и оплата осуществляется за криптовалюту, то судьба таких исков тоже не ясна: должен ли художник возвращать деньги обратно или всю эту ситуацию признают перформансом — художественным актом с исчезновением NFT и уплаченных средств — покажет время.

Что делать, если кто-то использует ваше изображение для NFT?

В случае, если кто-то недобросовестно создал NFT с нарушением Ваших авторских прав, оцифровывая Ваши картины или другие арт-объекты, необходимо пожаловаться в техническую службу платформы, на которой NFT размещен, и тогда работа будет заблокирована. Например, компания Daystrom, называющая себя «цифровым провокатором», выложила NFT в виде рисунка Жана-Мишеля Баскии «Free Comb with Pagoda» (1986 г.) для продажи на OpenSea с указанием на то, что покупатель получит право уничтожить оригинальный рисунок Баскии (по аналогии с упомянутой работой Бэнкси). На NFT сразу пожаловался фонд наследия Жана-Мишеля Баскии, заявив, что работа на основании договора купли-продажи находится в частной галерее в Филадельфии, которая обладает полнотой прав на рисунок, а Daystrom не в праве распоряжаться им и продавать такой NFT. В результате NFT был удален с платформы.

А если это изображение используется не один-в-один, а творчески переработано?

Допустим, это «Сын человеческий» Рене Магритта в виде человека в котелке, держащего айфон напротив лица. Следует учитывать, что авторское право предполагает не только запрет от копирования один-в-один, но и от переработки без согласия правообладателя. Поскольку картина «Сын человеческий» была написана в 1964 г. в год смерти Рене Магритта, а значит, срок ее охраны не истек, то для такой переработки необходимо получать разрешение коллекционера, обладающего правами на картину. В его отсутствие продажа таких NFT нарушает права известного художника.
При создании цифровых копий объектов, существующих в объективной реальности, тоже могут возникнуть проблемы. Как это произошло в ситуации с уже упомянутыми Metabirkins. Также запрещено использовать при создании NFT названия и логотипы известных брендов, ведь все они зарегистрированы как товарные знаки. Не говоря уже об очевидно неправомерных ситуациях, когда NFT может представлять собой изображение, взятое с просторов Интернета.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ФОТОГРАФИЯ: ПРЕДОСТАВЛЕНА АНАСТАСИЕЙ ДОРОФЕЕВОЙ

16 February, 2022