55 лет Хансу Ульриху Обристу. История знаменитого куратора в 6 выставках

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: huobrist.org; artguide.com; waysofcurating.withgoogle.com

24 May, 2023

Сегодня отмечает юбилей самый влиятельный из ныне живущих кураторов — Ханс Ульрих Обрист. В честь этого события рассказываем о его взглядах на кураторство и масштабных выставках, повлиявших на развитие современного искусства.

Куратор как проводник

За свою карьеру Обрист провел более 300 выставок. Он не только курирует, но и выпускает книги, редактирует статьи в журналах про искусство, читает лекции в университетах. С 2000 года он работал куратором Музея современного искусства в Париже, а в 2006 его назначили содиректором галереи Serpentine в Лондоне. В 2011 году он получил премию за кураторские достижения от CCS Bard, а позднее стал членом Королевского института британских архитекторов.

С подросткового возраста Обрист постоянно общался с деятелями искусства: художниками, дизайнерами, архитекторами. Когда ему было 16 лет, он увидел выставку Петера Фишли и Давида Вайса. Она так сильно восхитила его, что он рассматривал работы каждый день, а затем решился позвонить художникам и прийти к ним в гости.

Общение с другими стало частью его кураторского метода — для него было важно вести диалог с ведущими художниками и арт-критиками. Так он сформировал свое понимание искусства, которое, как он писал в своей книги «Пути кураторства», всегда «расширяет определения». В рамках одного из проектов он брал интервью у кураторов, которые заложили основы современного экспонирования. Вышло более 2000 записанных часов, часть из которых вошла в его книгу «Краткая история кураторства».

По его мнению, главная задача куратора — создание связей между объектами и раскрытие их смыслов. Он делает акцент на взаимодействиях, но не для того, чтобы привести произведения искусства к гармонии — через их экспонирование он показывает, как можно существовать в одном пространстве, не только не утрачивая своей уникальности, но и преумножая ее благодаря связям с другими. Для него важно не навязывать художником свое видение, а быть проводником, который помогает им реализовать самые смелые мечты. Именно этими принципами он руководствовался в своих выставочных проектах.

«Кухня»

В 1991 году Обрист изучал политическую экономию в университете. Профессор Бинсвангер, который вел этот предмет, заинтересовал начинающего куратора сравнением денег с искусством: и то, и то является частью воображения, общих договоренностей и экономических процессов. Современная ситуация связана с перепроизводством, и только культура способна создавать ценности, которые выделяют нужное среди пугающего изобилия.

Обрист решил развить эту идею в выставку, локацией для которой стала его кухня. Она была бесполезной, поскольку он всегда ел в других местах. Куратор подумал, что искусство может снова наделить смыслами это помещение. Обрист пригласил своих друзей, среди которых был художник Кристиан Болтански, наполнить пространство работами.

Некоторые произведения не были заметны сразу — например, Ханс-Петер Фельдман поставил мраморные яйца в отсек холодильника, и они затерялись среди обычных продуктов. Обриста и в дальнейшем интересовали квартирные выставки и трансформация жилых помещений — он считает их более камерными, чем пространство галереи.

"do it"

В 24 года куратор задумался о том, чтобы создать выставку-инструкцию. На эту идею его натолкнул разговор с Кристианом Болтански и Бертраном Лавье. Инструкции становились возможностью включить зрителя в искусство — он перестал быть пассивным наблюдателем и мог откликаться на то, что предлагает художник, интерпретируя его слова по-своему.

Так зародилась идея открытой выставки — проекта «do it». В нем собрали инструкции разных художников — изначально 12 текстов. Выставка начала путешествовать по миру, количество инструкций стало расти, появлялись новые участники. Музеи должны были создавать объекты, следуя предложенным описаниям. Каждая экспозиция получалась уникальной, поскольку, несмотря на один источник, интерпретации всегда были разными.

В конце выставки все работы уничтожались, поэтому не было возможности сделать их частью музея или продать. Создавалась процессуальная модель, противостоящая арт-рынку и расширяющая творческие возможности как художников, так и зрителей. Само название, «сделай это», становилось перформативом — словесным выражением, которое запускает действие.

Проект актуален до сих пор: в 2014 году в музее современного искусства «Гараж» прошла еще одна выставка из этой серии. Для нее взяли около 100 инструкций и попросили российских художников, арт-критиков и команды музеев Москвы интерпретировать их. Следовать инструкциям могли и зрители — например, согласно одной из них, нужно было изменить свою внешность.

«Отель Карлтон Палас. Номер 763»

В 1993 году в парижском отеле прошла выставка 70 художников, которые экспонировали свои работы в одном гостиничном номере — его размер составлял всего 12 квадратных метров. В нем на протяжении всей выставки жил Обрист. Какое-то время он ночевал с чучелами. Для куратора было важно создать нестатичную экспозицию, в которой постоянно появлялось бы что-то новое.

Каждый день Обрист выполнял инструкции, которые присылал ему художник Андреас Сломински — например, поменять имена авторов работ, помыть уборщика номера, выливать ведро воды в окно каждый час. Через эти перформативные действия утрировалась одна из обязанностей куратора — постоянно участвовать в своей выставке.

«Остановка Утопия»

В 2003 году Обрист создал проект для Венецианской биеннале. В его основе лежала идея утопии в ее буквальном смысле — как «не-места», то есть пространства, которого не существует на картах, но которое воспринимается как идеал общества. К этому понятию относились скептически, но куратор попытался показать, что оно снова может стать продуктивным инструментом для совершенствования.

Для биеннале создали двустороннюю платформу, вокруг которой стояли вертящиеся скамейки — при желании посетители могли отвернуться в другую сторону и отдохнуть на них. По бокам находились двери, какие-то из них открывались — за ними были помещения с инсталляциями.

На «Остановке» можно было поспать, искупаться и даже провести пикник. На ней проходили разные мероприятия: перформансы, концерты, лекции, чтения, что делало платформу местом встреч и собраний. Выставка, будучи междисциплинарным проектом, стала катализатором для других утопических пространств и идей и путешествовала по городам.

«Города и движение»

Обрист и куратор Хоу Ханьжу решили создать совместный проект, посвященный градостроительству. Изначально они хотели сделать акцент на азиатских городах. Однажды они решили поговорить с архитектором Ремом Колхасом, но он сказал им, что собирается уехать в Гонконг, и если они хотят что-то узнать об Азии, то пусть едут с ним, а не остаются в Европе. И они поехали.

В ходе беседы с Колхасом было решено не делать акцента на Азии, а выйти за пределы национальных границ и властных конструктов — в ином случае взгляд оставался бы западным и экзотизированным. Кураторы еще несколько лет общались с разными людьми, обсуждая здания и то, как меняются их назначения. После этого они пришли к концепции кибернетического мышления, согласно которого архитектура — диалог, а не раз и навсегда установленный порядок.

Nodes + Networks

Один из последних долгосрочных проектов Обриста, также находящийся на грани разных дисциплин, связан с идеей того, что архивы, документы, культурные проекты, деятели искусства и публикации подобны узлам в отношениях, что близко к акторно-сетевой теории, популярной сейчас в науке. Согласно ей, частью отношений являются не только люди, но и нечеловеческие агенты, будь то животные или предметы — они влияют на характер и исход взаимодействий. Куратор решил собрать все материалы, связанные с его многолетней выставочной и исследовательской деятельностью, чтобы представить их в галерее. В 2022 году прошла первая из выставок этой серии — «Архив вечности: публикации и издательские проекты Ханса Ульриха Обриста».

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: huobrist.org; artguide.com; waysofcurating.withgoogle.com

24 May, 2023