ВАРЯ И СОНЯ ЧЕЛЬЦОВЫ

мастерская

10 February, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
В этот раз – мастерская сестер Чельцовых – художниц Вари и Сони.

Варя и Соня выросли в большой семье (семь детей!) архитектора – звучит невероятно сказочно

СОНЯ: Наш папа, Андрей Чельцов – архитектор. Соотвественно, все дружеское окружение папы – одни бесконечные архитекторы. Мама, Наташа, не ограничившись тремя погодками и остановившись только на семерых вроде похожих, а вроде совершенно разных детях, в редкие минуты свободы всегда ускользала что-то сотворить/изваять/сочинить: то мебель расписать, то лоскутные одеялы сшить, то носки всем детям связать. Так и мы, четыре брата и три сестры, с детства посещали самые разнообразные художественные кружки: от академического рисования до росписи по стеклу.

Знаете, все мои идеи каким-то образом связаны с семьей и друзьями. Надеюсь, что я не прозвучу сейчас слишком уверенно, но, мне кажется, что я так быстро приобрела необходимые навыки и технику ручной лепки только потому, что одной чашечкой в подарок на Новый год шансов ограничиться у меня нет. Где одна чашечка в подарок там и все '+10': каждому брату, сестре, маме, папе, девушке брата, другу сестры и т.д..

Честно сказать, в старшей школе у меня всегда было четкое осознание того, что мне хочется отойти от исключительно творческой профессии. Я пыталась углубиться в экономику, рекламу и менеджмент. Поступить иначе, чем брат-архитектор и сестра-графический-дизайнер, которую родители всегда так хвалили за художественные успехи. Со временем осознаешь, что, в принципе, в многодетной семье ты принимаешь многие решения, сравнивая их с поступками братьев и сестер. Вы всегда поглядываете и друг 'за' другом и друг 'на' друга. В детстве, конечно, было больше конкуренции. Сейчас стараемся придерживаться своего намеченного пути, но постоянно советуясь друг с другом. Зачастую принимаются решения противоречиющие мудрому совету сестры или брата.

СОНЯ: В семье архитектора Андрея и художника-керамиста Наташи нас семеро: четыре вредных брата (Ваня, Лаврик, Марк, Лука) и три прелестных сестры (Соня, Варя, Маша).

Сейчас Варя и Соня начали работать вместе – запустили красивый сайт с крутыми объектами-тарелками

СОНЯ: Когда взрослеешь и стараешься придерживаться своего личного пути, невольно начинаешь отдаляться. Ты становишься чуть смелее, автономнее от поступков и мнений своей семьи. В итоге создаешь неожиданные и отличительные штуки. Конкуренция перерастает в заинтересованность и любопытство. Мне кажется, что набравшись опыта, техники, навыков, уверенности каждая в своей сфере, кто в живописи и графике, кто в керамике, мы стали еще больше поддерживать друг друга, радоваться успехам друг друга и стараться делиться знаниями. Мне понадобилось буквально 23 года, чтобы понять – я безоговорочный фанат Вариного творчества. Поэтому мне захотелось примазаться к Вариному очень красивому творчеству и я предложила ей создать что-то совместное.

Тарелки – наш первый совместный серьезный проект, в котором мы, используя каждая свой художественный метод (Варины рисунки фантастических, сказочных героев и Сонины в ручную вылепленные глиняные тарелки разных размеров), постарались дополнить друг друга и создать красивые предметы интерьера.

Такая форма – как одна из самых простых в плане реализации для первого совместного проекта. Попробовать, посмотреть как пойдет. Ну, и большая поверхность тарелки – отличное пространство для Вариных рисунков.

Интересно то, что тарелка многими воспринимается исключительно как практичная вещь. Многим чужда идея тарелки как произведения искусства, как бы пафосно это не звучало.

  • СОНЯ: В первой совместной коллекции тарелок нам захотелось поиграть с разными керамическими декоративными техниками и материалами, с которыми каждая из нас ознакомилась в Нью-Йорке и в Амстердаме.
    СОНЯ: В первой совместной коллекции тарелок нам захотелось поиграть с разными керамическими декоративными техниками и материалами, с которыми каждая из нас ознакомилась в Нью-Йорке и в Амстердаме.
  • ВАРЯ: Соня лепит тарелки вручную. Отталкиваясь от фактуры и линий на каждой тарелке, я рисую разные образы. Мы думали заливать тарелки в формы, чтобы увеличить тираж и сделать их доступнее. Но отошли от этой идеи. Потому что на рынках и так куча вещей производится и без нас. А я все же хочу, чтобы каждая тарелка была уникальна и воспринималась как объект. Мне нравится, когда материал диктует свои правила и помогает сформировать образы. А если заливать вещи, то связь с материалом становится поверхностной.
    ВАРЯ: Соня лепит тарелки вручную. Отталкиваясь от фактуры и линий на каждой тарелке, я рисую разные образы. Мы думали заливать тарелки в формы, чтобы увеличить тираж и сделать их доступнее. Но отошли от этой идеи. Потому что на рынках и так куча вещей производится и без нас. А я все же хочу, чтобы каждая тарелка была уникальна и воспринималась как объект. Мне нравится, когда материал диктует свои правила и помогает сформировать образы. А если заливать вещи, то связь с материалом становится поверхностной.

На многих работах Вари можно увидеть симбиоз пантеры и леопарда

ВАРЯ: Я делала сайт для наших тарелок. Это было не очень легко, потому что я старалась сделать сайт двух сестер, а не свой собственный. Мне сложно гасить свое эго и перфекционизм. В моих работах очень много меня, много цветов и активных форм. А тут я старалась совместить Сонины спокойствие, красоту и уверенность с моим активным и кричащим визуальным языком.
Мы запустили сайт и через пару дней из-за своего дурацкого перфекзионизма я начала думать, что мало в нашем логотипе нас. Проснувшись, я увидела, какой логотип должен был быть – симбиоз пантеры и леопарда. Они одинаковые, но очень разные. В детстве родители подарили нам больших плюшевых кошек – пантеру и леопарда. Это были самые нормальные и красивые плюшевые игрушки в моей жизни (кроме дедушкиной старой обезьяны, у которой все время отрывается голова, а в глазах видна страшная шалость). Вот так я поняла, что хочу создать серию работ с кошками, потому что это о нас и о нашем детстве.

  • ВАРЯ: Я люблю заниматься аппликацией, потому что проще увидеть, в какой момент я свернула от красоты к уродству.
    ВАРЯ: Я люблю заниматься аппликацией, потому что проще увидеть, в какой момент я свернула от красоты к уродству.
  • ВАРЯ: Симбиоз пантеры и леопарда написан тушью на моей любимой бумаге Khadi, которую делают вручную в Индии. У них есть официальный сайт, где можно найти историю про производство бумаги.
    ВАРЯ: Симбиоз пантеры и леопарда написан тушью на моей любимой бумаге Khadi, которую делают вручную в Индии. У них есть официальный сайт, где можно найти историю про производство бумаги.
  • СОНЯ: Мы с Варей бессовестно монополизировали общий второй этаж в нашем семейном загородном доме в Тарусе под мастерскую. Единственное, что успокаивает мою совесть – младший брат Лука, который тайком тоже начал лепить дико классные вещи.
    СОНЯ: Мы с Варей бессовестно монополизировали общий второй этаж в нашем семейном загородном доме в Тарусе под мастерскую. Единственное, что успокаивает мою совесть – младший брат Лука, который тайком тоже начал лепить дико классные вещи.

Соня делает украшения-амулеты – из жемчуга и кораллов, фарфора и лазурита

СОНЯ: В один момент мне захотелось обыграть свое обещание подруге – подарить подвеску Van Cleef – и придумать керамическую альтернативу. Так я вылепила первый фарфоровый амулет «клевер-крест». Испугавшись возможных претензий и шутливых обид со стороны сестер, пришлось придерживаться правила '+10'. Так появились первые подвески с фарфоровыми амулетами 'персонаж'. Один – симметричный, аккуратно проработанный, строгий и с колпаком, как доктор Маша (младшая сестра). Другой – немного нелепый, кривенький, смешной и трогательный, как Варя. Я за создание не драгоценных украшений, а за символично-значимые предметы. Хочется вкладывать смысл в изделия.

Последняя коллекция украшений, над которой я работала, связана с трогательной историей моей бабушки, Татьяны Юрьевны. Как-то бабушка показала мне свою распавшуюся подвеску на стертой от старости нити с зелеными чудаковатыми фигурками с лапками. Подвеска – самая первая заграничная покупка бабушки, которую она приобрела на ярмарке в Египте 51 год назад. Вдохновившись бабушкиными воспоминаниями, египетскими амулетами и фаянсом, я добавила во вторую серию жемчужной коллекции зеленые керамические тотемы-амулеты.

  • ВАРЯ: Сонины новые коллекции украшений всегда сопровождаются новыми штуками для семьи.
    ВАРЯ: Сонины новые коллекции украшений всегда сопровождаются новыми штуками для семьи.
  • СОНЯ: Материалы для украшений я выбираю с визуальной точки зрения. Мне гораздо больше важны цвет, форма, размер камней и их сочетание, чем драгоценность и подлинность.
    СОНЯ: Материалы для украшений я выбираю с визуальной точки зрения. Мне гораздо больше важны цвет, форма, размер камней и их сочетание, чем драгоценность и подлинность.
  • СОНЯ: Вдохновение и идеи к амулетам я черпаю в различных музейных экспозициях. Я обожаю залипать в аукционных и музейных онлайн каталогах и просматривать их коллекции, особенно коллекции музея MET.
    СОНЯ: Вдохновение и идеи к амулетам я черпаю в различных музейных экспозициях. Я обожаю залипать в аукционных и музейных онлайн каталогах и просматривать их коллекции, особенно коллекции музея MET.

СОНЯ: Даже если мы не работаем над совместным проектом, мы всегда советуемся и направляем друг друга. Мне нравится следить за Вариными работами. По ним сразу можно определить ее настроение и расположение духа: можно ли сегодня работать бок о бок, похихикивая, или лучше держаться на расстоянии.

Варя училась училась иллюстрации в Амстердаме, но в прошлом году вернулась в Москву

ВАРЯ: Честно, я не собиралась поступать на графического дизайнера. Я рисовала с 7 лет и мне хотелось продолжить эту свободу, писать каждый день писать и уж точно не использовать компьютер. Но моей маме было важно, чтобы я могла всегда себе параллельно заработать на жизнь. Так все и началось.

Я поступила к чудесному графическому дизайнеру Борису Владимировичу Трофимову. Он набирал новый курс магистров, и я решила попробовать напроситься к нему вольным слушателем. На тот момент я уже бросила один институт и образования у меня никакого не было. Я услышала сомнение в его голосе, но все же он сказал, что возьмет меня: 'будешь своей молодой энергией двигать процесс вперед'. Я была жутко рада, потому что он дает свободу творчества и помогает тебе найти путь в творчестве и уделяет каждому особое внимание. Но первые месяцы были жутким страданием. Я ничего не умела и даже не знала, что такое Illustrator и InDesign, а все однокурсники уже делали клевые штуки. В один день я позвонила другу Мишу Ганнушкину – сказала, что больше не могу и бросаю учебу. Он попросил меня потерпеть еще два месяца, и уже тогда принимать решение. Я до сих пор ему очень благодарна. В итоге проучилась там два года и потом поняла, что готова ехать, куда угодно, и учиться, где угодно.

Одним утром проснулась и поняла, что если не сейчас, то я засяду в Москве на совсем. Я совсем не хотела уезжать, но хотелось учиться и увидеть систему образования в другой стране. Было 6 институтов, куда я думала подавать. В трех из них я была, все они в Голландии. Меньше всего мне понравилась моя академия – слишком много пестрых попугаев и понтов. Но у них можно было подать на Basic Year, чтобы попробовать себя в разных штуках и понять, что точно твое, а что нет. Меня это завлекло. Но у них раньше всего закончилась подача документов. Тогда я написала им письмо. Они сказали прислать им работы, а через день позвали меня к ним на второй тур. Прозвучу высокомерно, но я сразу увидела огонек в их глазах и поняла, что они меня возьмут. Я решила, что раз карты так ложатся, и у нас возникла симпатия, то и не стоит подавать в другие институты. Это был риск. Но через месяц пришло письмо, что меня взяли. Я гордилась, потому что это далось мне легко. Я просто была самой собой и людям это понравилось. Они дали мне грант и тут я поняла, что надо ехать, преодолев все сомнения и внутренние переживания.

Почему сейчас Москва?

Я взяла академ по разным причинам: семья, финансы, мои отношения и взгляды, которые, конечно, все еще меняются каждый день, меня кидает из стороны в сторону.
Там я чувствую огромный потенциал для реализации всех идей – все для людей! В моем институте есть все, чтобы чувствовать себя полноценным. Просто работаешь и, как торнадо, все впитываешь в себя. К учителям у меня было много вопросов – я не чувствовала, что развиваюсь благодаря им. Слишком много неоправданного концептуализма, который забирает мистику, красоту и недосказанность творчества и искусства в целом. Я росла благодаря мастерским и студентам, которые пробуют совершенно сумасшедшие и разные вещи.

Но я очень скучала по Москве, по семье и людям. Жутко злилась, что у нас все так устроено, что приходится выбирать. Только в институте я чувствовала себя счастливо, потому что находилась в рабочем процессе. Ну а еще в парках, потому что там куча цаплей, рыб, собак, гусей, монстров и попугаев на фоне очень деревенской природы. Я расстраиваюсь, что мои возможности сузились, но радуюсь, что Москва – место, где многого нет, поэтому ты можешь это показывать или делать. А в Амстердаме огромная конкуренция. Единственное, о чем жалею, что я так много времени потратила на свои переживания о Москве, живя в Амстердаме – хотя лучше бы получала полноценное удовольствие от нового опыта. Все равно все складывается так, как должно быть, и иногда решение даже не за мной.

Варя работает с разными форматами – графика, плакаты, коллаж, керамика, даже абажур для лампы!

Последнее время ткань была моим холстом, потому что вместе с ней я чувствую пространство, а так же могу делать какие-то масштабные штуки, которые годятся не только на стену. По этой же причине я не очень люблю холст. Немножко поверхностная штука с минимальной фактурой, а также за тебя решена форма и границы твоего рисунка. А меня бесит, когда за меня что-то решают.
Сейчас я начала больше работать с бумагой, ее фактурой, с тушью и водой.
Я начала делать серию больших картин с разными существами и животными, написанные на акварельной бумаге тушью. Фактура бумаги, помогает чувствовать материал и рисовать совместно, а не выражать то, что только я хочу. А тушь помогает сливать цвета в едино ествественно и она часто сама решает что и как будет выглядеть. А вода является связующим.

  • ВАРЯ: Я же часто делаю вид, что работаю. Хотя всем очевидно, что моя голова, как верблюд в пустыне, в поисках приключений.
    ВАРЯ: Я же часто делаю вид, что работаю. Хотя всем очевидно, что моя голова, как верблюд в пустыне, в поисках приключений.

ВАРЯ: Я часто завидую Сониному умению сесть и сделать. У нее нет проблем с концентрацией внимания, в отличии от меня. Она ценит свое время и четко его распределяет между делами, семьей и друзьями. А я ценю, когда у меня рассыпается сахар по всей кухне и у меня есть время его собрать.

Соня училась в Гааге и в Бруклине, сейчас тоже в Москве

СОНЯ: Я училась в Москве в ВШЭ на прикладной политологии. Затем полгода стажировалась в Париже в Институте Политических наук (Sciences Po).
В принципе, я никогда и не думала заниматься керамикой. Да, лет 10 назад, посещая художественную школу им. Ватагина, я неохотно ковырялась в огромной глиняной ванне, пытаясь раздобыть сносный кусочек глины, чтобы вылепить нос Давида. Но на этой вонючей, слизкой и грязной ванне мой интерес к глине закончился на ближайшие лет 6. Ситуация кардинально изменилась, когда я оказалась в скульптурной мастерской КАБК (Королевская академия искусств) в Гааге и провела там сначала 2 недели, а потом и полтора месяца во время каникул в Sciences Po в Париже. Моя хорошая подруга Саша Заливако показала мне, как лепить самые простые небольшие чашечки.

Из Гааги и Парижа в Москву я вернулась как только закончилась стажировка, чтобы продолжить обучение в Москве. Мне и не хотелось оставаться ни в Гааге, ни в Париже, тем более. Париж – не мой город совсем. Вернувшись в Москву, параллельно своей учебе в ВШЭ я начала изучать многочисленные керамические Youtube tutorials и по-тихоньку набивать руку.

После окончания учебы в Москве от работы в рекламном агентстве я убежала на подработку бейбиситтером в Нью-Йорк, где случайным образом наткнулась на керамическую мастерскую мечты – Gazworks в Бруклине. Многому я научилась, работая в студии и подглядывая за разнообразной техникой соседей по столу. В Нью-Йорке, в этой капиталистической машине по массовому производству и еще более массовому потреблению, я окончательно поняла, что хочу незаметно сидеть в своей небольшой студии и тихо, очень медленно, кропотливо создавать свои чашечку, пиалку, тарелку, украшение, нарды, что угодно, но «свое» и ручное.
К сожалению, как раз по зависящим от меня обстоятельствам и по моей глупости, приехав в Москву на Новогодние каникулы, я уже не смогла вернуться обратно в Нью-Йорк и снова осела в Москве и в Тарусе.

  • ВАРЯ: Сонины чашки из фарфора лучшая вещь, которая есть у меня на кухне.  СОНЯ: У нас с Варей очень разный стиль работы. Я – аккуратист, люблю маленькие детали неожиданные и на первый взгляд неприметные мелочи, скорее склоняюсь к минимализму, чистоте и простоте. Варя– легка и свободна в движениях, любит насыщенность, цвет, масштаб и яркость.
    ВАРЯ: Сонины чашки из фарфора лучшая вещь, которая есть у меня на кухне. СОНЯ: У нас с Варей очень разный стиль работы. Я – аккуратист, люблю маленькие детали неожиданные и на первый взгляд неприметные мелочи, скорее склоняюсь к минимализму, чистоте и простоте. Варя– легка и свободна в движениях, любит насыщенность, цвет, масштаб и яркость.
  • СОНЯ: Я не люблю загонять себя в узкие рамки и работаю по настроению: могу заняться посудой, могу вылепить амулеты, собрать новые подвески, придумать керамический набор нард с тряпичным вышитым полем, а могу несколько дней лепить только фарфоровые шахматные фигурки. Чего точно не могу – ничего не делать.
    СОНЯ: Я не люблю загонять себя в узкие рамки и работаю по настроению: могу заняться посудой, могу вылепить амулеты, собрать новые подвески, придумать керамический набор нард с тряпичным вышитым полем, а могу несколько дней лепить только фарфоровые шахматные фигурки. Чего точно не могу – ничего не делать.
  • СОНЯ: Керамика – безграничное поле для экспериментов и поисков. Ты никогда не можешь быть уверен в результате. Ты открываешь печь с только обожженными изделиями как раскрываешь Kinder Surprise: либо твои надежды оправдываются, либо ты дико обламываешься и даже шоколадке не радуешься.
    СОНЯ: Керамика – безграничное поле для экспериментов и поисков. Ты никогда не можешь быть уверен в результате. Ты открываешь печь с только обожженными изделиями как раскрываешь Kinder Surprise: либо твои надежды оправдываются, либо ты дико обламываешься и даже шоколадке не радуешься.

Планы и проекты на ближайший год?

Конечно, есть. Главный план – найти спонсоров, которые дадут нам возможность построить керамический зоопарк с размером в третье транспортное кольцо, чтобы все люди смогли его посещать на протяжении столетий.
А второй план - сделать огромный парк в центре города со скульптурами, водопадами и пещерами с наскальной живописью. Думаем, что наш папа будет гордиться нами.

мастерская

10 February, 2020