«Между сном и явью»: персональная выставка Полины Майер в шоу-руме «Объединение»
До 9 декабря в шоу-руме галереи «Объединение» открыта персональная выставка Полины Майер «Дрема». В новом проекте художница вновь обращается к темам сна и времени, вплетая в нарратив артефакты из личного архива.
Расспросили Полину Майер и Ирину Нетбай, куратора выставки, о том, как семейный архив повлиял на художественную практику и, наконец, на выставку, а также узнали, что для галереи «Объединение» значит появление собственного пространства.
Полина Майер
художница галереи «Объединение»
О состоянии дремы
Время, проведенное во сне, в моем случае напрямую влияет на мое состояние и то, как пройдет день. Кажется, это замкнутый круг: два противоположных, но тесно связанных мира — подсознательный и внешний, — которые влияют друг на друга. Думаю, что во время работы мне удается нащупать эту тонкую и зыбкую грань, середину между сном и явью.
О роли семейного архива в создании выставки
У меня есть большой семейный фотоальбом, который я периодически перелистываю. Внутри в основном старые пленочные снимки, что добавляет ощущение чужой жизни, будто это было не со мной. Я практически всегда работаю с фотографией, для меня она — умерщвленный фрагмент несущейся жизни. Фотография дает возможность зацепиться взглядом за упущенное время, совершить более глубокое погружение в действительность.
В этой серии я также использовала свое пеленальное одеяло — еще один предмет из семейного архива. Когда одеяло попало мне в руки, у меня сразу появилось желание запечатлеть на нем себя — показать, насколько человек уязвим перед временем; показать, как все до боли скоротечно.
Ирина Нетбай
куратор выставочного пространства, старший менеджер галереи «Объединение»
О специфике проекта
В этот раз в концептуальном теле выставки также объединяются эти обширные темы, но собираются в новой конфигурации, отличной от предыдущего проекта. Выставка представляется как метафора сна, внутри которого становится возможным соединение и переосмысление совершенно разных периодов из жизни художницы — детства и зрелости. Например, в сюжете работы «Пеленальное одеялко» Полина использует образ своего младенческого одеяла, на котором лежит уже взрослая то ли девочка, то ли девушка.
Мы понимаем эту историю именно как выставочный проект, потому что кроме работ в экспозиции задействованы и фотографии из семейного архива художницы. Этот проект для Полины очень личный, а интеграция снимков позволила сделать высказывание объемнее и проследить связь между живописными сюжетами и определенными моментами ее биографии. У нас была идея интегрировать в экспозицию оригинальное пеленальное одеяло, но в итоге мы сделали выбор в пользу фотографий.
О новом пространстве и устройстве экспозиции
Я безумно рада появлению своего пространства у галереи! Работа над разными проектами в постоянном пространстве является для меня точкой роста: до этого мы делали выставки на разных площадках, где экспозиция каждый раз строилась по-новому. Сеттинг постоянного пространства, безусловно, детерминирует возможные экспозиционные решения, но в то же время — провоцирует смотреть под разными углами, запускает «пространственную извилину». Мне как куратору пространства хотелось бы с каждым последующим проектом открывать новые возможности и неочевидные грани, пробовать разные подходы и методы.
В этот раз мы попробовали развернуть нарратив художницы, добавив в экспозицию некоммерческие концептуальные фото-объекты. Полина поделилась историей создания работы «Пеленальное одеялко», и идея использования семейного архива в контексте проекта показалась логичной. Так, живописные работы, напоминающие фрагментарные воспоминания из детства, юности или зрелости, перемешиваются в пространстве с заблюренными черно-белыми фотографиями из тех же периодов. Использование фотографий помогает считывать контекст проекта, делает его восприятие прозрачнее для зрителя.