Modern-Manners: Анна Михеева о том, почему важно быть вместе, а не против всех
Признаемся честно, эту серию колонок мы придумали, чтобы говорить о том, что нас заботит. В этот раз слово получает основательница проекта «Объединение» Анна Михеева и рассуждает о том, как важно поддерживать друг друга. А заодно признается в одной своей слабости.
Московская арт-тусовка — это, фактически, небольшое и довольно закрытое комьюнити, куда очень сложно попасть со стороны, встроиться с новым видением. Я часто слышу от коллег, как сильно им не хватает внутренней поддержки. Многие молодые проекты появляются и быстро закрываются: со своей стороны мы стараемся поддерживать новые интересные начинания, публикуем вернисажи, берем интервью. Рынок должен формироваться и развиваться, а участников должно становиться все больше, чтобы росла конкуренция, и все стремились работать более качественно и делать крутые проекты.
Признаюсь, что в начале существования нашего проекта, это был большой момент фрустрации. Четыре года назад рынок онлайн-галерей был практически пуст, а мы начали делать красивый проект, собрали вокруг себя много художников. Но нас все время будто не замечали. Понятно, что все друг к другу присматриваются, и это тоже правильный подход — он схож с тем, как я сейчас присматриваюсь к художникам: нужно время понять, что он серьезно настроен и не бросит заниматься искусством через полгода. И тебе в свою очередь, как галеристу, нужно заработать репутацию, подтвердить экспертность и профессионализм. Но внутри это переживается сложно: если бы я в начале получала ту поддержку, что получаю сейчас, все было бы сильно проще, а темп работы нарабатывался бы быстрее.
Меня часто спрашивают, кто наши конкуренты в онлайне — но заранее знают ответ на этот вопрос. Потому что галерей, работающих только с молодым искусством, которые я могу назвать, от силы две или три. Разве мы тогда конкуренты? Рынок слишком маленький, чтобы его делить. Я мечтаю, чтобы таких проектов, которые работали бы с молодыми авторами, было не по пальцам одной руки, а 25, 55. И тогда действительно появится конкуренция, спровоцирует всех работать больше — и художников, и кураторов. А пока это зачаточное состояние рынка: мы словно только учимся жить рядом и общаться друг с другом, каждый участник рынка делает большое и важное дело — приводит новую аудиторию в искусство. И это самое главное.
А игры внутри рынка, бесконечные обсуждения, кто сделал больше, кто какого художника увел — это отнимает очень много сил. Так как участников не так много, мы все знакомы лично или заочно и было бы здорово, если бы все играли в открытую. Конкуренции за аудиторию, кажется, практически нет, а вот хороших художников, как это удивительно, не так уж и много. У нас на сайте есть вкладка «Подборки» — в них мы совместно с разными галереями делаем выборки их художников для нашего сайта. Таким образом, аудитории двух галерей узнают про новых для них авторов, а художники могут найти своего нового зрителя. Это мое видение и маленькие шажки в сторону того, как можно дружить галереями.
Этой осенью я видела, что креативное агентство Setters сделали регату, куда отправились представители многих рекламных и креативных агентств, которые есть на рынке. И как раз в среде рекламы конкуренция есть, и она уж точно безумнее, чем в сфере искусства. И вот все эти представители московских офисов отправились в Черногорию, где на протяжении недели жили вместе на лодках, устраивали дискуссионные столы, лекции и делились опытом. Это история именно про сплочение рынка: ты неизбежно со всеми знакомишься, общаешься, меняешь свое мнение о людях. И у меня есть такая мечта — собрать участников разных частей арт-комьюнити в неформальной обстановке, чтобы все могли на практике убедиться, что каждый из нас — живой и классный. И тогда поддерживать друг друга всем было бы проще. Легче и проектами делиться, и работать вместе, и коллекционерам подбирать работы из дружественных проектов. Сейчас подобную инициативу делает «Гараж» (Слет институций современного искусства), и нам было бы интересно принять участие в этом году.
Может показаться, что эта колонка несколько нравоучительная, но это не так, и в конце мне хотелось бы поделиться своей слабостью. Последний год я анализировала, что мне мешает работать лучше и эффективнее, и поняла, что есть один важный момент — ни с кем не сравнивать ни себя, ни результат своей работы. Когда перестаешь посматривать по сторонам и испытывать сожаление, что все классное происходит где-то еще, и меняешь свою оптику на противоположную, — радуешься общим успехам, — то высвобождается колоссальное количество энергии. Вместо того, чтобы сокрушаться, что не сделал того или иного, я думаю, как круто, что кто-то это реализовал. Кто-то открывает новые пути развития для сферы искусства и делает вдохновляющие проекты, показывает, что все и правда возможно.