Зачем нужен галерист? Отвечает Ольга Шурыгина
Мы продолжаем нашу рубрику «Простой вопрос месяца». Напомним, в этом месяце мы собираем разные мнения по поводу целесообразности существания галерей и галеристов в XXI веке: зачем, действительно, художник должен прибегать к их помощи в то время, когда может легко продавать свои работы через Instagram?
Сегодня на этот вопрос отвечает художница Ольга Шурыгина, а заодно рассказывает, почему поиск подходящей тебе галереи можно считать делом жизни.
Найти своего галериста — это почти такое же «дело жизни» как найти своего soulmate. Если повезет, то ты его непременно встретишь на своем пути. На мой взгляд, дело касается очень доверительных глубоких отношений — когда художник полностью доверяет свою профессиональную жизнь какой-то галерее.
Я не могу сказать, нужна художнику галерея или нет. Для меня, например, самое главное — это иметь возможность самовыражаться. Поэтому долгое время я вообще не задумывалась о продвижении, продажах и сотрудничестве с институциями. Я просто уезжала за опытом в разные знаковые для меня уголки мира и создавала там проекты. Со временем мне стало интересно освоить выставочные пространства — и выставочные пространства сами меня нашли.
По сути художник ищет мост к своей аудитории. Кто-то через участия в резиденции, кто-то выкладывает свои работы в Instagram. Кому-то такие способы не по душе, и он находит свою аудиторию другим путем.
Моя суперсила — создавать объемные идеи как режиссер и претворять их в жизнь. Когда я работаю над проектом, я совершенно не думаю о деньгах, технической поддержке, продажах. И галерея в этом случае — отличный инструмент: она помогает отстаивать мои юридические права, занимается продвижением проекта и его реализацией на рынке. Поэтому я люблю сотрудничать с галереями, но трепетно отношусь к их выбору.
В настоящее время в мире проживает уже, наверное, более семи миллиардов людей, среди них какое-то количество художников. И каждый художник — это отдельная судьба и свой собственный профессиональный путь. Кому-то галерея очень поможет, а кому-то будет классно продвигаться в Instagram. Сколько художников — столько и путей. Здесь нет никаких правил, важно — чего хочет сам художник.
Практика сотрудничества с галереями у меня небольшая, но любимый опыт уже есть. Это опыт общения и взаимодействия с пространством LOBBY — со всей командой в целом, и в частности с одной из его создательниц. У нас просто очень совпали вкусы, видение и тонкое восприятие искусства. LOBBY сделали мою первую индивидуальную выставку, включающую в себя графику, лимитированную посуду, архивный проект и музыкальный перформанс. И она была очень успешной в плане количества посетителей, отзывов, проданных работ. Для меня это пример идеального сотрудничества — в нем есть абсолютная защита прав художника (потому что галерея в любой ситуации на стороне художника) и полное доверие в нашем межличностном общении. Ребята не позиционируют себя как галерея, поэтому стать галереей, представляющей мои интересы, они не смогут. Хотя мы обязательно продолжим совместную работу в дальнейшем.
Сейчас я сотрудничаю с одной из многообещающих московских галерей — Sample, мы готовим большой проект. Возможно, именно они будут представлять мои интересы в будущем.
По моим последним наблюдениям: если хочется делать полноценные классные проекты, нужно здраво оценивать свои собственные ресурсы и не бояться просить помощи у профессионалов своего дела. Например, найти менеджера, который смог бы полностью заняться всеми финансовыми вопросами, или галерею, которая помогала бы находить идеальное место для выставки и претворять самые сложные идеи в жизнь, а также брать на себя всю работу с покупателями.
Подведу итог: как и в любой сфере жизни, чтобы получился достойный проект, нужна команда профессионалов. Как сказал мой мудрый друг: «Eсли хочешь снять лучший фильм — ты позовешь лучшего режиссера, лучших актеров и продумаешь все до мелочей». (Лучших на твой вкус, конечно). Это простая мысль, но для меня в ней заложена метафора взрослого отношения к своей профессии.