НОСТАЛЬГИРОВАТЬ БЫВАЕТ ВРЕДНО

МНЕНИЕ

Автор: Яна Сидоркина

28 September, 2020

Мы запускаем серию авторских колонок, в которых наши гости реагируют на происходящее здесь и сейчас с учетом контекста, в котором работают художники и все мы, участники различных областей арт-процесса.
Яна Сидоркина, создатель телеграм-канала 'ты сегодня такой пепперштейн', художник и музыкант, продолжает рубрику текстом 'Ностальгировать бывает вредно' и отвечает на вопрос 'почему?'.

Игорь Мухин. Аэродром «Тушино». Москва, 1998. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.

В Мультимедиа Арт Музее в рамках ‘Фотобиеннале-2020’ открылась выставка Игоря Мухина ‘Наши 1990-е. Время перемен’. В тексте к выставке подчеркивается, что Мухин – не хроникер, из его снимков нельзя составить летопись событий, но он подчеркивает перемены в социуме в лице его представителей – подростков и модной молодежи. Невольно задаешься вопросом: кем они стали, и как они повлияли на сегодняшнее общество? Вспомним, например, апофеоз хтонического русского постмодернизма (я не люблю это слово, но не знаю, как еще описать явление) Дмитрия Киселева. В девяностые он, наряду со своим коллегой Соловьевым, имел вполне демократические и даже либеральные взгляды. Что произошло потом?

Я давно воспринимаю всю российскую действительность, в том числе политическую, сквозь призму искусства. Бережет нервы, знаете ли. Думаю, тут со мной согласятся многие художники. Пересобирать и модифицировать повседневную реальность всегда весело и увлекательно. Но только в наше время подобные художественные практики оборачиваются максимум статьями в немногочисленных изданиях об искусстве, разбором критиков со своеобразным представлением об искусстве и ничем более. Пост-перестроечное время дало возможность художникам реально влиять на общество и и формировать новую действительность.

Один из моих любимых примеров – ‘Дом-2’. Проект, который рассматривается абсолютным большинством в негативном ключе, спродюсировал вместе со своими однокурсниками выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова Дмитрий Троицкий. До МИРа, кузницы кадров для российского современного искусства (преимущественно в медиуме видеоарта), Троицкий защитил в МГУ диплом по теме ‘Теоретические проблемы современной визуальной антропологии’, а позже сам создал большую почву для антропологических исследований. Он же запустил одно из моих любимейших, без шуток, шоу ‘Окна’ и многие другие проекты. Еще один выпускник Юхананова – Александр Дулерайн, ныне гендиректор ТНТ, запустивший большинство известнейших сериалов и шоу на этом канале, которые на слуху у каждого россиянина. Сам же Юхананов снимал один из сезонов шоу ‘Голод’ на том же канале.
Таких примеров достаточно много для нашего скромного арт-сообщества. Все эти перевоплощения прямо коррелируют с падением российского арт-рынка. Наши художники стали интересны Западу в эпоху перестройки. Как только Союз распался, все превратилось в тыкву. И тут пути художников расходятся: кто-то остался жить на Западе, делая там какую-никакую карьеру; кто-то нашел коллекционеров, которые позволяют художникам делать одинаковые работы на протяжении последних 30 лет (потому что им нравится); кто-то метнулся в сферу бизнеса и шоу-бизнеса; кто-то все-таки сменил вектор и медиум своих работ (группа ‘Кровосток’, вышедшая из круга ‘Медгерменевтики’).

Политическая и, как бы это ни звучало, патриотическая сфера тоже попала под влияние. Бугаев-Африка – доверенное лицо президента, Беляев-Гинтовт еще в 2000 вводит термин ‘атомное православие’, Пепперштейн придумывает нацсупрематизм – новый образ России. И все это чисто художественные проекты, которые многие воспринимают всерьез. Такая вот сила русского искусства.
Впереди нас ждет еще много крупных выставок про девяностые. Размышлений и споров. Но главное – не вязнуть в этой пучине времени: время не догнать и не изменить. А то в будущее возьмут не всех.

мнение авторов данной рубрики может не совпадать с мнением редакции, но мы всегда открыты диалогу и поиску общих точек соприкосновения

МНЕНИЕ

Автор: Яна Сидоркина

28 September, 2020