зачем искусство в 2020 году?

МНЕНИЕ

ТЕКСТ: АНАСТАСИЯ ЛАНДЕР

29 November, 2019

Анастасия Ландер – магистрантка лондонского Sotheby's Institute of Art и директриса Young Masters отвечает на вопрос, который мы ей задали за пару недель до перезапуска сайта.

Искусство, по большому счету, что в 2020, что в любом другом году после изобретения книг, университетов и фотоаппарата, довольно-таки незачем. Фиксирование портретного сходства/событий, образовательная и нарративная функции успешно исполняются другими институтами и технологиями. Однако искусство никуда не девается – не наступает, как говорилось в одном кино, "одно сплошное телевидение" – и, более того, формируется целый рынок этого самого искусства, в котором возникает и проект Объединение. Раз есть рынок, то есть возможность инвестирования – и существенная доля искусства на этом рынке оценивается с позиции его инвестиционной привлекательности. Но, говоря об этом, мы обсуждаем примерно 1% от объема производимого и существующего сегодня в мире искусства.

Я, вслед за лучшими философскими умами, склонна классифицировать искусство как нечто наиболее близкое к религиозному опыту, переживанию. У искусства есть свои объекты поклонения (сами предметы искусства), свои храмы (музеи и галереи), паства (мы с вами – зрители и покупатели), ритуалы (вернисажи и финисажи), праздники (Венецианская биеннале, Арт Базель и пр.) – список аналогий можно продолжать. С обыденным, бытовым восприятием религии мы больше всего склонны ждать чудес. Мы трепещем, видя произведение искусства воочию, а не в репродукции или инстаграме. Мы планируем поход на выставку как специальное, почти торжественное событие. Мы замираем перед произведениями искусства, чтобы как-то по-особенному понять и оценить их. Мы считаем покупку произведения наименее утилитарной и наиболее рафинированной тратой в рамках личного бюджета. Именно отсутствие утилитарности, сугубой надобности, возможности классификации и делает искусство в 2020 году – с его эффективностью, осознанностью, медитативными практиками и чек-листами – таким притягательным.

Я за искусство и за трепет перед ним. За потрясение, за шок перед работой, которую впервые видишь вживую. За ступор перед мягким сиянием фотобумаги. За благоговение перед импасто. За вибрацию воздуха вокруг керамической фигурки. За чудо, страх и трепет.

МНЕНИЕ

ТЕКСТ: АНАСТАСИЯ ЛАНДЕР

29 November, 2019