Modern Manners: Настя Ландер о том, как важно быть вежливым

МНЕНИЕ

Текст: Настя Ландер

25 January, 2022

Не будем скрывать, каждый из нас хотя бы раз сталкивался с дефицитом вежливости в московской культурной жизни. Настя Ландер, специалист в маркетинге и коммуникациях в арт-рынке, открывает серию колонок на наболевшие темы этики и корректного ведения дел в индустрии.

Этот выпуск Modern Manners советуем отправить тем, кто до сих пор судит о людях «по одежке» и не желает поддерживать доброжелательный разговор на отвлеченную тему со случайным человеком.

Настя Ландер

В прошлом октябре как раз между двумя локдаунами в лондонской галерее, где я работаю, была выставка длиной в неделю: первая персональная выставка уже заслуженной художницы, которая за свою жизнь ни разу не выставлялась. В один из дней к нам пришла соседка моей галеристки, одетая весьма неприметно, тепло с нами поздоровалась. Она попросила не обращать на нее лишнего внимания и не приставать с расспросами и рассказами — потому что заглянула просто нас поддержать. Через полчаса она подошла к нашей рабочей стойке и сказала, что берет целых три работы — на 10 тысяч фунтов.

Профессиональный галерист прекрасно знает, что нельзя оценивать человека по одежке и по достатку: тот факт, что этот человек выглядит скромно и, как покажется на первый взгляд, не располагает большими деньгами, совершенно не означает, что он не захочет у тебя ничего купить. Соседка галеристки на наш вопрос, зачем она расстается с такой существенной суммой, сказала, что не тратила за год локдауна свои накопления, и лучше потратит их на искусство и поддержку галереи подруги.

Но мои рассуждения не про нее, а про культуру вежливости, которая по свидетельству моих друзей — большая редкость в галерейном мире Москвы. Возможно, это болезнь растущей индустрии и зарождающегося массового рынка, так же лет 25 назад в городе обстояли дела с люксом. Ты приходил в, казалось бы, не самый дорогой магазин, а тебе могли намекнуть, что ты зашел не по адресу, потому что здесь вряд ли будет что-то тебе по карману.

Работая в сфере культуры в Лондоне, я отмечаю колоссальный пласт взаимного уважения на всех этапах коммуникации. Да, наверное, если заглянуть в галерею Виктории Миро и на дурачка попросить прайслист, то можно получить вежливый и твердый отказ (признаюсь, это как раз история из моей реальной жизни), да и Джерри Гогосян регулярно выкладывает в своем Instagram мемы о том, что галерея рада представить работы молодых художников, ни одной из которых сейчас нет в наличии. Но небольшие галереи в целом куда более открыты в предоставлении любой информации о художнике и его работах. Цены ни для кого не секрет, более того, если хозяйке или хозяину галереи удастся найти свободное время, они обязательно поговорят с тобой — кто бы ты ни был. Все понимают, что твой внешний вид — не повод считать деньги у тебя в кошельке.

Amy Hughes, After Alhambra Vases, stoneware and porcelain. Courtesy of Cynthia Corbett Gallery

Моя галеристка вообще обожает разговаривать с людьми на отвлеченные темы. Откуда вы о нас узнали? О, вы живете в Нью-Йорке? А где? Бог ты мой, я прожила полжизни именно в этом районе. И всем сразу становится спокойней: даже далекие от искусства люди попадают в это поле доброжелательного диалога и чувствуют, что «галерейный мир» — пространство, частью которого быть очень приятно. Что этот мир может дать больше, чем просто картинку на стене: в нем работают приятные люди, с которыми хотелось бы продолжить общаться.

Andy Burgess, Movie Star House (2021). Courtesy of Cynthia Corbett Gallery

Что такое вежливость в светской и деловой коммуникации? Да, умение представиться, обозначить свои интересы, не бояться оставить свои данные или вежливо отказаться это сделать, умение поддержать разговор на отвлеченную тему — пресловутый small talk. И такие вещи, безусловно, не зависят от арт-среды и пригождаются не только в ней. Недавно один мой приятель, бывший главный редактор нескольких изданий, в ужасе рассказывал о панибратском письме некой девушки к нему: она была в три раза моложе и решила опустить такие скучные формальности, как приветствие и представление.

Ветер доносит до меня порой и рассказы российских художников о том, как с ними ведут себя сильные мира искусства (спойлер: не самым ласковым образом). Художник — твой хлеб, ты должен дрожать над ним и трястись. Не будет художника — чем ты будешь торговать? Снобизм тут просто опасен. Было бы здорово, чтобы взрослые люди, имеющие власть принимать решения за других, учились властвовать собой, хотя бы ради пользы дела: в арт-бизнесе выживают дилеры с самыми крепкими нервами. У художника бывают периоды прокрастинации и отчаяния, и главное правило галериста — быть терпеливым, вежливым и профессиональным. Даже в коммуникации с самым маленьким и начинающим художником, который может ничего не понимать о том, как устроен рынок. Как это устроено у нас? Если новый кандидат на работу с нами вообще ничего не понимает о том, как играть по правилам на арт-рынке, мы начинаем разговор с подробного объяснения этих правил и делаем это максимально честно и прозрачно. Например, мы всегда рассказываем устно и фиксируем документально правила предоставления скидок (ответ: мы поровну делим их между собой и художником).

Frances Priest, Vase form, Grammar Of Ornament, Byzantine No 3 Colour (2020). Courtesy of Cavaliero Finn Gallery. Photo (c) Shannon Tofts

То же самое верно и для второй стороны: в ответ на вежливость и прозрачность галериста клиенту тоже стоит проявлять вежливость. Нет ничего плохого в том, чтобы сказать, что работа, которую вам показывают, выше вашего бюджета. Такой комментарий дает возможность галеристу продолжить разговор и иногда найти оптимальный для вас вариант. Сказать, что кроме оригинала у галереи есть принты или похожие работы другого художника в том же стиле.

Всем игрокам рынка в общении друг с другом хорошо бы помнить, что многие из нас конкурируют друг с другом, но без игры сообща ничего не получится. Если не действовать вместе, не обсуждать с ярмарками справедливые и хорошие условия, не делать совместные программы, совместные инициативы, то все останутся в проигрыше. Если же делать шаги в одном направлении, то рынок будет цвести, и всем хватит места. Думаю, поэтому в Лондоне процветают многочисленные клубы и ассоциации дилеров, галеристов, кураторов, художников: именно там рождается поддержка.

В каком бы поле ни велась коммуникация, я убеждена, что самое главное в ней — это изначальная добрая воля всех участников игры. В конце концов, любой разговор и любая переписка сводятся к общечеловеческим ценностям: доброжелательности, этике и репутации. Стоит с печалью заметить, что последний институт в России полностью уничтожен. Безусловно, и на Западе случается, что галеристы выкручивают художникам руки, навязывая кабальные условия, или художник за спиной своей галереи, подписав с ней контракт об эксклюзивности отношений, начинает параллельно работать с другой. Маленькая галерея едва ли сможет позволить себе решить этот спор юридически и потратиться на адвоката, но другие участники рынка это заметят — даже организаторы ярмарок обращают внимание на такие вещи — и едва ли будут с этим художником работать в будущем. А для построения института репутации достаточно маленьких шагов, здесь легко можно начать с самого себя и крошечных, возможных сегодня жестов. Например, после выставки привести пространство в лучшее состояние, чем то, в котором оно встретило тебя.

МНЕНИЕ

Текст: Настя Ландер

25 January, 2022