ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СТОЛЬКО СТОИТ? ОТВЕЧАЕТ ДАРЬЯ ЯРЦЕВА

МНЕНИЕ

ФОТОГРАФИЯ: ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

19 February, 2022

В этом месяце обсудим, из чего складывается цена на произведение искусства. Как понять, не слишком ли дорого стоит рисунок, на который вы положили глаз? Должен ли рисунок стоить дешевле живописи? Влияет ли размер произведения на его стоимость? На все эти вопросы отвечает куратор галереи szena Дарья Ярцева

Цена на художника, как единая картинка или паззл, складывается из очень многих факторов, влияющих друг на друга.

Прежде всего это реноме. Если вы чувствуете себя новичком в сфере искусства, то не стесняйтесь попросить у галериста СV художника, узнать, где он учился, есть ли у него профессиональное образование, изучить выставочную историю. В России пути художников складываются по-разному, и часто бывает что у значимых художников нет профессионального образования. Что интересно, в Европе такая ситуация реже: конкуренция среди молодых авторов выше, и среди успешных игроков рынка сплошь выпускники престижных арт-школ. Тем не менее, хорошее образование и в России будет плюсом: особенно здорово, если художник получил классическое образование в большой институции, а затем дополнительное в сфере современного искусства — в Школе Родченко, «БАЗе», ИПСИ. Государственные институции в сфере современного искусства тоже набирают свой вес: самой авторитетной становится здесь НИУ ВШЭ.

Кроме образования, стоит посмотреть групповые и сольные выставочные проекты художника. Может быть, им уже занимается галерея? Это хороший знак, а если у него есть и западная галерея, то это еще лучше. Это означает, что за художником стоит менеджер и агент, которые занимается его карьерой и продвижением — такая гарантия, что он не бросит это занятие. Большие работы такого художника, скорее всего, будут начинаться от 100 тыс.руб., но если эта цена для вас пока велика, то не пугайтесь: часто в галерее можно найти и более демократичные цены на его эскизы, графику, тиражные работы.

Затем стоит изучить, есть ли у художника музейные история. В России это, кстати, не обязательно пропорционально влияет на цену: у художника нашей галереи, Игоря Самолета, огромная история музейных проектов, но его фотографии, выполненные небольшим тиражом, можно приобрести от 500-600 евро.

Обратите внимания на качество материалов, которые художник выбирает для своей практики. Затраты на производство искусства также влияют на его финальную стоимость на рынке. Дорогой продакшн обязательно скажется на цене: чем дороже и технологичнее производство, тем цена не может упасть ниже относительно первоначальных затрат. Конечно, это не аксиома, но не стоит отрицать столь очевидную закономерность. Часто для покупателя проще расстаться с существенной суммой, если он понимает из чего состоит стоимость производства. В таком случае часто используют фразу: «работа говорит сама за себя», подразумевая очевидное качество производства, технологичность и качество материалов.

Интересно, что размер на стоимость работы не влияет напрямую: многие живописцы в определенный период делают камерные серии небольших форматов. Эти же холсты могут стоить соразмерно с работами среднего формата художников того же уровня. Есть художники, которые осознанно выбирают малые формы, и их маленькие работы могут стоить приличных денег. Некоторые художники в качестве основного медиа для себя выбирают графику, как Ахмат Биканов, и цена на их графику будет выше, чем цена на графику даже более известных художников, для которых это параллельная история по отношению к их основной практике.

Поэтому цена на искусство, ее оправданность — это очень сложный вопрос. Если вы начинающий коллекционер, не стесняйтесь задавать вопросы. Не стесняйтесь расспрашивать арт-дилеров и консультантов, которые помогают вам покупать работы, или галеристов. А лучше спросите и тех, и других — это не будет вам ничего стоить, но поможет лучше ориентироваться внутри художественной сцены.

МНЕНИЕ

ФОТОГРАФИЯ: ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

19 February, 2022