Кормление грудью в музее: о нормах, чувствах и недостающей инфраструктуре

МНЕНИЕ

Обложка: Paula Modersohn-Becker, Mutter und Kind, 1903

27 June, 2023

Кормление грудью изображено на картинах именитых художников и художниц как в российском и советском искусстве, так и зарубежном. При этом даже в больших музеях по всему миру, на стенах которых эти картины висят — от Бостонского музея изящных искусств и до Третьяковской галереи, — кормление грудью в выставочных залах все еще вызывает возмущение как смотрителей, так и посетителей.

Мы попросили маму и основательницу бренда переводных татуировок для детей и родителей By Patronus Карину Ибрагимову поделиться своими опытом и размышлениями о том, как искусство может поддерживать кормящих матерей, а Ксению Леденеву, руководителя отдела по работе с посетителями Музея Криптографии, — о том, как устроена помощь кормящим матерям и родителям в музее.

Наталья Гончарова, «Мать», 1910

Что чувствуют женщины, когда кормят детей грудью в публичном месте?

КАРИНА ИБРАГИМОВА
мама, основатель бренда переводных татуировок для детей и родителей By Patronus

Для меня опыт кормления своего ребенка грудью был первым в жизни. Младших братьев и сестер у меня не было, и я не видела, как это происходит. Когда я жила в Москве, видеть кормящую маму мне было непривычно. То есть для меня кормление грудью было всегда чем-то очень закрытым. Когда появилась дочь, было непонятно, как относиться к тому, что ты хочешь жить социально активной жизнью и при этом у тебя есть маленький ребенок на грудном вскармливании. Я жила российской повесткой, но находилась в Европе, и разницу ощутила сразу, как стала мамой.

В российских группах поддержки женщины делились тревогой касательного того, как им кормить своих детей, а у меня такой проблемы не было. Меня тронули тогда, помнится, истории с тем, что женщин выставляли из кафе и музеев, в Москве, за кормление грудью (в 2019 году посетительницу Третьяковской галереи выгнали из музея за кормление грудью в выставочном пространстве. Посетительница при этом использовала специальный капюшон на рюкзаке, который скрывает голову ребенка — прим. ред.). Это такая холиварная тема, но потому горячая.

Alice Neel, Nancy and the Twins, 1971. Источник: MET

Помню, как собирала фотографии картин, на которых женщины кормят грудью младенцев. Мне нравились все изображения, которые нормализовали процесс кормления, — крестьянки в поле, женщины в городе. Меня это поддерживало что ли, давало чувство сопричастности с прекрасным, но таком простом и жизненном действии, воспетым художниками разных эпох. С чем-то очень интимным, но не постыдным.

Внутри себя я ощущала диссонанс. Мне казалось, что нужно бы стыдиться, но мне не было стыдно. Как же так? Вот, — говорила я себе, — смотри, сколько женщин из других поколений кормили своих детей. Есть и скульптуры, и маленькие фигурки из дерева, и картины. Это просто нормально, вот и все. Я себя в этой нормальности и поддерживала.

Кормление грудью осуждается в патриархальном обществе, а я категорически не хочу считаться с правилами патриархата. Мне не кажется стыдным кормить грудью при людях, и я не испытывала стыда от кормления грудью в общественных местах. Я не хочу принимать на себя чувство вины, которое активно навешивают в комментариях под обсуждениями данной темы. Чувство стыда от кормления ребенка в публичных местах — неприятное и деструктивное. Оно не поддерживает матерей, которым и так сложно социализироваться из-за стресса, бессонных ночей, тревоги и страхов. Маленький человек зависит от тебя полностью, и это огромная ответственность, если ты осознанно подходишь к родительству.

Стыд возникает как закономерная реакция, но он не должен прекратиться сам по себе: должна прекратиться причина, которая его вызывает, должны измениться социальная норма и приемлемость тех или иных действий, но это все разбивается о патриархальные установки о роли женщины, субъективизации тела и груди. И как раз такие статьи и обсуждение кейсов в этом помогают.

Paula Modersohn-Becker, Säugling an der Brust, 1904. Источник: Louisiana Museum of Modern Art

Мне посчастливилось жить и растить дочку в Нидерландах. Я получала только поддержку и добрую реакцию. Везде брала Миюшу с собой, и никогда с этим не возникало проблем. Я кормила ее в Рейксмузеуме, в Музее Ван Гога, в Стеделийк Музеуме, даже в доме-музее Рембрандта — сидя, прямо в центре зала, а если лавочек не было, то стоя. У меня никогда не было шарфа, и я ничем не прикрывалась. Никто не говорил ни слова, люди только улыбались, и столько поддержки было в этом, столько умиления. А еще меня ни разу не просили пройти в специальную комнату или туалет. Хочешь кормить — пожалуйста.

Все потому, что отношение к телу в Нидерландах и России — разное. Например, бани в Нидерландах (и в Германии тоже) — общие, и в них запрещено ходить в купальниках, только голышом. Никто не стесняется тела, потому что в наготе нет сексуальности. Это, наверное, связано с сексуальным просвещением в школах. По статистике, в Нидерландах очень низкий процент ранних незапланированных беременностей, абортов среди несовершеннолетних, ЗППП. Детей учат названиям половых органов, тому, что ты можешь сказать «нет» и «стоп», если тебе не нравится. Уважать границы чужих людей и уметь защищать свои.

А еще в Нидерландах очень лояльное отношение к детям в принципе. В ресторане дети могут шуметь и бегать — и никто не сделает замечание. С младенцами приходят на шумные веранды, в бары. Я работала в ресторане, и мама с малышом в шумном зале было нормой. А малыши могли быть еще совсем красненькими, рожденными прям позавчера. В музеях это нормально. Музеи — человечные, открытые и доступные для всех. Там есть пандусы и лифты, и если ты с коляской, то пройти везде — не проблема. В музеях есть гиды для незрячих, есть программы для маленьких детей, устраиваются тусовки с диджеями для молодежи. Детство ценится, поэтому и к матерям отношение очень поддерживающее.

В России же ты в метро спуститься не можешь, потому что на большинстве станций нет пандусов. Так что даже до музея добраться сложно. Все мои подруги гуляли вокруг панелек, где жили, с малышом. Среда недоступна. Соответственно, если город не приветлив к мамам, то их и не видно. Значит, редкие столкновения с мамами будут восприниматься как погрешность.

Источник: Музей Криптографии

Как музеи могут поддерживать кормящих женщин?

КСЕНИЯ ЛЕДЕНЕВА
руководитель отдела по работе с посетителями в Музее Криптографии

Мы в Музее криптографии прекрасно относимся и к кормящим мамам, и к папам и очень рады, когда в наш музей приходят целыми семьями. Чтобы посетителям с маленькими детьми было комфортно, у нас есть специальная комната родителя и ребенка, где можно и покормить, и перепеленать, и просто отдохнуть, удобно расположиться в кресле. Правда, у нас нет возможности для подогрева молока, но мы всегда готовы в нашей офисной части помочь с этим. Кроме того, в экспозиции почти во всех залах есть удобные лавки, где можно присесть. Родителям с маленькими детьми мы предлагаем использовать наши облегченные коляски, пока они смотрят экспозицию.

Еще у нас есть Changing Places — сложно перевести на русский, но назовем это «комнатой с поддержкой», там есть кушетка, ширма, электроподъемник. В основном это место используют посетители с инвалидностью или родители детей с инвалидностью, которым требуется ассистирование при посещении туалета. Но там также можно расположиться и покормить или переодеть малыша.

Источник: Музей Криптографии

Мне кажется, это самые базовые опции, наличие которых делает посещение музея, в том числе нашего, в принципе возможным. Большинство наших посетителей не проживает рядом с музеем, они приезжают издалека, а, значит, самым необходимым мы точно должны их обеспечить. Каждый наш посетитель может нуждаться в какой-то поддержке, а родители вообще довольно много находятся в стрессе, и мы это понимаем. В нашей команде есть ребята с маленькими детьми, мы много общаемся, они делятся своей болью при посещении публичных мест. Поэтому стараемся быть отзывчивыми к потребностям родителей с грудничками.

Что касается способов поддержки матерей в музеях, то тут стоит говорить о комплексном подходе: необходимо создание определенных комфортных условий в музее (где сотрудники могут помочь, а туалеты и места для отдыха адаптированы для людей разных возрастов), так и разнообразного контента, который позволит провести время в музее, причем как совместно с ребенком, так и по отдельности.

Мне кажется, что сейчас большинство музеев в России смотрят в сторону создания комфортных условий для родителей с грудничками. И в целом пересматривают свое отношение к посещению родителей с детьми, поэтому выставки часто дополняются предметами, которые именно нужно трогать, игровыми элементами (горками, например) и всем тем, что дает разный опыт и может увлечь детей разного возраста.

МНЕНИЕ

Обложка: Paula Modersohn-Becker, Mutter und Kind, 1903

27 June, 2023