«Отсутствие побед — это не отсутствие признания». Анна Итина о том, как с достоинством и пользой принимать отказы

МНЕНИЕ

Фото: Варвара Топленникова

Обложка: работа Димы Жукова "On Light stress"

30 March, 2023

О проигрышах и отказах говорят не часто, когда пересказывают биографию великих художников и художниц. Однако, в процентном соотношении, пока строится карьера, чаще всего приходится слышать «нет», чем «да».

Мы спросили Анну Итину, директор по развитию бизнеса и корпоративной стратегии рекламных агентств Instinct & MORE, которая из-за специфики своей работы часто сталкивается с проигрышами, как реагировать на отказы, почему они могут быть началом чего-то нового и зачем участвовать в опен-коллах, даже не выигрывая их.

У героини Догилевой в старом фильме «Блондинка за углом» каждый знакомый был главным по чему-то. По икре, образованию и даже по тарелочкам в космосе. На днях я узнала, что для моей близкой подруги Марины Анциперовой я — главная по отказам.

Позвольте представиться: я — директор по развитию бизнеса и корпоративной стратегии рекламных агентств Instinct & MORE. Участие в тендерах или, как их называет Марина, конкурсах — это моя ежедневная работа и одна из возможностей для нас получить бизнес и начать работу с новым клиентом или продолжить работу со старым. И, хотя мы очень крутые и вообще одни из безусловных лидеров рынка, объективно, выиграть все конкурсы — невозможно, поэтому в части из них победителями становятся другие агентства, а мы делаем выводы и идем дальше. Расстраиваемся ли мы от проигрышей? Конечно. Опускаются ли у нас руки? Бывает. Считаем ли мы проигрыши несправедливыми? Почти всегда. Хоть на год прекратили в них участвовать? Ни разу за 20 лет. Конкурсы — это мышца, которую надо прокачивать постоянно, проигрыши — это опыт, без которого сложно развиваться. В нашем бизнесе, если тебя не зовут в конкурсы — считай, что ты не существуешь вовсе.

Вы послали свою работу на конкурс и не попали в финал. Но вашу работу увидели эксперты и члены жюри. Возможно, это первая ваша работа, которую они увидели, возможно, уже не первая, и признанные эксперты наблюдают за вашим развитием и отмечают рост. Отсутствие побед еще не означает отсутствие признания. Завтра эксперт, видевший вашу работу на конкурсе и не включивший ее по своим причинам в список победителей, порекомендует вас другу-коллекционеру или знакомым галеристам. А послезавтра, в рамках другого опен-колла, проголосует за вашу работу. И вы на радостях забудете, что позавчера не нашли свое имя в шорт-листе.

А, может, вы просто не нашли свою аудиторию, и найти ее можно только опытным путем. Через пробы и ошибки. «Если у вас нету тети, ее вам не потерять» — поэтому участвуйте, участвуйте и участвуйте во всех конкурсах, которые стоят того!

Но помните, что очень важно понимать критерии отбора работ и определить для себя те критерии, которые для вас приемлемы, интересны, прозрачны и/или релевантны (нужное подчеркнуть). И не участвуйте в конкурсах, где условия участия вас не устраивают, а критерии отбора — не прозрачны.

Еще о слове «нет». Уважение к чужим границам никогда не было нашей сильной чертой. Увы. «Нет» — часто воспринимается как «если любишь по-настоящему, добивайся меня», провоцируя людей на штурмы мессенджеров и социальных сетей экспертов и членов жюри. Но нет, «нет» — это нет. И, услышав такой ответ, лучше потратить силы на получение обратной связи и создание новых работ.

В заключение, про членов жюри. Никто из них не встает утром с кровати с желанием недооценить именно вас. Зато все хотят оставить свой след в истории искусства, открыть таланты или, как минимум, поддержать открытые ранее. Поэтому не принимайте «нет» на свой личный счет. Просто в этот раз удача улыбнулась другому. Вы — хороши, знайте об этом и используйте свой талант, силы и время, чтобы сделать новые работы точнее, глубже и в следующий раз этим другим будете вы.

МНЕНИЕ

Фото: Варвара Топленникова

Обложка: работа Димы Жукова "On Light stress"

30 March, 2023