Чтобы прогнать демона, его нужно назвать по имени: кинокритик и казанцы о сериале «Слово пацана»
О «Слове пацана», кажется, говорят все. Сериал Жоры Крыжовникова стал одним из самых обcуждаемых культурных событий 2023 года, и не только в России.
Для нашей рубрики «Мнение» мы попросили кинокритика и тех, кто родился в Казани и Татарстане, поделиться своими впечатлениями о сериале и поразмышлять, почему история про группировки вызвала такой ажиотаж. О том, почему казанцы не хотят смотреть «Слово пацана», и влиянии сериала на подростков — читайте в нашем материале.
Алена Солнцева
театровед, кинокритик, журналист и публицист, специалист по истории кино, театра, кинотеории, перформансу и современным театральным тенденциям. Кандидат искусствоведения, доцент. Автор статей в журналах «Сеанс», «Театр», «Театральная жизнь», «Экран и сцена» и «Эксперт», а также в газетах «Вечерняя Москва» и «Коммерсантъ»
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
«Слово пацана», прежде всего, — это интересная история, рассказанная увлекательно и профессионально, с соблюдением необходимого уровня достоверности, с живыми и узнаваемыми героями. Но еще — это умный анализ серьезного социального явления.
В сериале показывают закрытую систему с произвольно установленными правилами, соблюдение которых контролируется исключительно принуждением. Слабый подчиняется сильному, и на этом выстроена иерархия власти внутри и снаружи «пацанов». Группировка дает иллюзию защищенности и принадлежности, она, на первый взгляд, защищает своих. Но вертикаль насилия оказывается ловушкой для универсальных человеческих желаний. Любовь, забота, сочувствие, жалость, самоуважение недопустимы в системе подавления, где важны лишь формальные правила, и где живого человека легко приносят в жертву самодельной морали.
Жанр сериала предполагает несколько параллельных историй, и в «Слове пацана» все три главных героя: Андрей Пальто, Марат и Вова Адидас, изначально обычные, понятные каждому парни, оказываются жертвами кодекса группировки, теряя все, что им дорого. Достоинство сериала в том, что сделано это ненавязчиво, и в то же время убедительно.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
На общем фоне выходящих сегодня множества сериалов с искусственными ситуациями и героями, «Слово пацана» отличается нежданным уже обращением к актуальной теме. Сегодня люди чувствуют себя столь же уязвимыми, что и в 80-е годы, о которых идет речь в фильме. Страх агрессии, насилия, унижения велик, растет беспокойство родителей за детей, растерянность, тревожность, непонимание, как себя вести. В сериале люди узнают себя, свои опасения, но переживание происходящего на экране в некоторой степени возвращает чувство контроля над реальностью. Тем более, что авторы на протяжении всего сериала, как и положено в жанровом произведении, не оставляют зрителя, помогая незаметно, но отчетливо определить где добро, и где зло.
Однако есть и другая причина популярности — обаяние мифа особого мужского, закрытого сообщества, некоего братства, очень распространенное в нашем обществе. В условиях слабости общественных институтов (школы, полиции, семейных уз) традиция альтернативного дружеского союза неизменно вызывает симпатию. И в сериале ощущается конфликт между критическим взглядом авторов на абсолютизацию своеволия улицы, и, возможно неосознанным, но увлечением ее силой. Это и делает «Слово пацана» не искусственной конструкцией, а настоящим художественным произведением с сильным и честным внутренним напряжением.
Булат Ибятов
основатель издательства Сияние, кафе Vegan Day, родился и вырос в Казани
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
Сериал в целом мне понравился. Что вижу плохого: во-первых, очень жаль, что снят он не в Казани, но вины авторов в этом, конечно, нет. Во-вторых, на мой взгляд, самая слабая сторона подготовки — совершенно непродуманная речь персонажей. В Казани есть узнаваемый акцент и говор. Ни того, ни другого в сериале нет, и это большой минус, опять стерта региональная идентичность. В-третьих, мало проиллюстрированы отношения пацанов и чушпанов. Буквально пару раз мы видим, как у чушпанов отнимают деньги, и за скобками остаются унижения, избиения и прочее. Я прекрасно помню гопников своего детства 90-ых и начала 00-ых, они были омерзительны в отношении к не-пацанам. Вот эта сторона не раскрыта совершенно, что дает возможность смотреть на пацанов с симпатией. А симпатии никакой вообще не может быть.
В качестве хорошего я бы выделил сам факт того, что освещена региональная, локальная история, не московская или петербургская. Также мне очень нравится сгущение мрака от серии к серии. Это напоминает Гарри Поттера, в котором от наивности в первой части мы приходим к настоящему триллеру в последней. И, наконец, «Слово пацана» — технически хорошо сделанная работа.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
В первую очередь, мне кажется, сериал стал так популярен, потому что россияне рады окунуться в любую фантазийную реальность, лишь бы не соприкасаться с настоящей реальностью, в которой идет (здесь было слово, запрещенное в РФ) и Россия летит в ад. Во-вторых, в России не так много качественного сериального контента, поэтому отлично сделанный продукт заходит. В-третьих, затронута действительно интересная и свежая тема: уже снято и переснято по сто раз про блатных воров или бандитские разборки 90-ых, а «Слово пацана», кажется, первый случай в своем роде.
Я не думаю, что успех «Слово пацана» — признак интереса к криминалу и что-то типа того. Криминальное кино всегда пользуется большим успехом, в любую эпоху и любой стране. Также я не думаю, что сериал приведет к появлению новых группировок. Сейчас не то время — молодежи есть чем заниматься. Даже с учетом того, что ожидается резкий всплеск насилия в ближайшее время в связи с возвращением с (здесь было слово, запрещенное в РФ) огромного количества мужчин со сломанной психикой и боевым опытом, даже в этом случае сомневаюсь, что уличная романтика привлечет молодежь.
А вот то, что сериал сыграет свою полезную роль, тут я уверен: в Казани тема группировок табуирована. Эту тему нельзя освещать и тем более нельзя рефлексировать. Как известно, чтобы прогнать демона, его нужно назвать по имени. Сериал «Слово пацана» и есть тот самый процесс изгнания демона. Посмотрите, весь инстаграм завален рилзами, в которых люди называют друг друга пацанами или чушпанами, и за этим ничего не стоит. Популяризация темы лишает ее сакральности — теперь все эти пацанские понятия не дороже батончика «сникерс», над ними можно смеяться, ими можно играться. До сериала, уверяю вас, в Казани это было бы не позволительно.
Дарья Скокова
управляющий бара «Соль»
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
Мне сериал нравится, и я его смотрю взапой. Но я понимаю, почему сериал может не нравиться, я наблюдаю, как одни и те же люди могут пускать слюни на «Сопрано» и обвинять «Слово пацана» в романтизации. Это либо своеобразный снобизм, либо индикатор того, что «Слово пацана» в отличии от первого — слишком близко и больно.
Для меня сериал важен прежде всего тем, что это переваривание травматического опыта для поколения 30-летних. Я родилась в середине 90-х в семье, которая никак не была связана с группировками, но у меня есть друзья и знакомые, которые росли в неполных семьях, как раз по причине того, что их отцы были связаны с криминалом.
Я пошла в школу в начале 2000-х, и даже в это время были слышны отголоски эпохи Казанского феномена. Школа была благополучная, но был класс, в котором «по понятиям» жили даже девчонки. Я помню, как мою знакомую из параллельного класса ставили на колени в «лучших традициях» сериала, и опыт свидетеля оставил свой след, это было страшно и унизительно. Поэтому для меня с этой точки зрения сериал важен: мне как будто объяснили, это не с тобой что-то было не так, потому что ты не могла за себя постоять, это люди сломанные, которым ничего не стоит сломать и растоптать.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Популярен сериал стал, на мой взгляд, не только потому, что нерв задет, но и потому, что он очень хорошо и грамотно сделан. Да, с пресловутой долей романтизации, но я не считаю, что это плохо. Сериал не стали бы смотреть, если бы показали исключительно безобразно. Тут же, на мой взгляд, с точки зрения искусства и с точки зрения жизни, не соврали: есть и в том, и в другом прекрасное и безобразное, люди влюбляются — это часто красиво, люди умирают, и порой очень нелепо и ужасно. Это все правда.
Если говорить о всплеске бандитизма и мнениях о том, что это в сериале подглядели, то на мой взгляд, всем здравомыслящим людям понятно, что это работает по-другому, и это не проблема сериала. Мы проживаем сейчас другую травму, и сложно оценить, как именно на нас влияет тот ужас и абсурд который происходит вокруг. Это, по всей видимости, будет переваривать поколение наших детей.
Дина Вахотина
редактор в Skypro, родилась и выросла в Казани
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
Сериал мне нравится. Некоторые моменты противны, прикрываешь глаза рукой, но я оцениваю с художественной точки зрения: «вот это режиссер завернул!». Я 1994 года рождения, поэтому всех тех событий застать не успела. Я росла на окраине Казани, в микрорайоне Жилплощадка, известной своим криминальным прошлым и ОПГ «Жилка», но какие-то детали, показанные в сериале, еще помню.
Во-первых, место действия. Хоть и снимали в Ярославле, то, что показано на экране — точь в точь мой район детства. Детали, дворы, мальчишки, шатавшиеся без дела, а единственным развлечением была музыкалка. Правда в фильме музыкалка двухэтажная, почти консерватория! Моя музыкалка состояла из 5 крошечных классов.
Во-вторых, мальчиков из моей школы легко можно спроецировать на героев сериала. До криминала не доходило, но многим одноклассникам тоже было нечем заняться. На окраине города развлечений мало, а возить детей в город на кружки — у родителей не было времени и денег. Развлечениями у мальчиков были стрелки за школой, драки толпа на толпу. Ругаться матом начали в четвертом, курить — в пятом. Некоторые одноклассники гуляли только в определенном дворе и не ходили в другой, потому что было запрещено. Все дворы были с именами и везде были граффити, например, «ОДК» (прим. «Овражный двор — короли»).
Удивил момент в сериале, что такая девушка, как Айгуль, могла понравиться пацану. И удивила ее смелость — мало кто из татарок шел наперекор родителям. В основном нас воспитывают по другому — податливыми, послушными. В этом всем — романтизация фильма, которой в жизни было меньше. И еще, слово «чушпан» в Татарстане давно в обиходе! Не знала, что для некоторых оно может быть новым.
Мне понравился момент дискотеки в сериале. Мама и тетя рассказывали, что они танцевали шагом-треугольником в кругу. Я не могла это представить, а теперь — увидела. Мама с тетей отказываются смотреть сериал, говорят, это было страшное время: повсюду стягивали меховые шапки, на улицу было опасно выходить, кого-то убивали.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Популярность сериала, возможно, из-за того, что он охватывает широкую аудиторию. Поколение родителей ностальгирует, мое — ищет сходства со своей юностью, а современные подростки просто любят сериалы про подростков.
Мне кажется, показывать такой сериал рановато в России. Пока есть такие окраины, как «Жилка», я боюсь представить, что происходит в других, более бедных регионах России. Пока подросткам нечем заняться — не нужно «создавать» для них «гайд». Пусть будет сериал, но только тогда, когда пройдет больше поколений после феномена, когда откроется больше активностей для подростков, когда у родителей будет больше ресурсов на воспитание детей.
Лейсан Шарафутдинова
Координатор мероприятий, администратор PR-отдела телеканала «ШАЯН ТВ», родилась и выросла в Казани
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
Я узнала про этот сериал довольно поздно, когда уже вышла четвертая серия. Посмотрела все серии на одном дыхании. Ничего плохого про сериал я сказать не могу, я понимаю, что это художественное произведение, в котором каждый человек увидит свое.
Мне абсолютно непонятны комментарии о том, что этот сериал учит чему-то плохому, разрушает психику подростков. Я думаю, здравомыслящие люди прекрасно понимают, что это прежде всего сериал, и он не несет функции обучать чему-то, не принуждает повторять действия. Люди, которые захейтили этот сериал, могли бы не досматривать все серии, а просто выключить и посмотреть другое кино. И если говорить про поведение подростков после просмотра сериала, то я думаю, что подростки умные и им есть, чем заняться.
Хочу отметить важный для меня момент: хоть сериал снимали не в Казани, меня очень порадовало, что сыграли актеры, которые родились в Татарстане (Рузиль Минекаев, кстати, работал у нас на ШАЯН ТВ). Отдельно отмечу предложения на татарском языке от Адидас-младшего. Вроде бы этот монолог не несет никакой смысловой нагрузки, но все-таки приятно слышать в сериале такого масштаба родную татарскую речь.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Во-первых, это русский сериал, который снят очень здорово. Во-вторых, замечательный актерский состав. И, в-третьих, про девяностые наслышаны многие: кто-то жил в это время и прекрасно понимает, что там происходило, кто-то слышал об этом времени от тех, кто жил в 90-ые, а кому-то просто интересно посмотреть, почему жвачка считалась ценным подарком, и что можно было купить на 15 копеек.
Лично меня этот сериал зацепил тем, что прозвучали знакомые имена, речь, названия улиц… Сериал получился простым, но сложным одновременно.
Анастасия Колчина
сооснователь бюро Синица, архитектор, урбанист, родилась и выросла в Казани
КАК ВАМ СЕРИАЛ? ЧТО В НЕМ ПЛОХО И ХОРОШО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
Я не смотрела сериал «Слово Пацана» и не буду смотреть, потому что уехала из Казани при первой возможности, именно чтобы это забыть и развидеть.
Самоопределение в подростковое время начиналось с вопроса гопник ты или нет, а если нет — какую стратегию сопротивления выбираешь. Я выбрала молчаливую, пассивно-агрессивную: никаких крашеных волос и футболок с нирваной, а книги, фортепьяно и живопись можно прятать. Гендерные роли менялись в зависимости от района — где-то девушка на районе своя, а парень из другой части города. Поэтому молодой человек меня провожал до границы района, а дальше я шла домой сама и не знала, дойдет ли парень домой в целости и сохранности. Гопники и группировки были везде, они устанавливали правила любого общего пространства.
Девятиэтажки, и многоэтажки в целом — рассадники таких группировок. Сейчас я как архитектор и урбанист смотрю на это время, и понимаю, что массовое расселение очень повлияло на образование ОПГ. Я прожила в Аметьево, это район в центре города, в котором было очень много деревянных частных домов. Все люди друг друга знали, и если я например, одна возвращалась домой, меня не трогали, потому что знали, чья я дочь и сестра. А потом в Аметьево (и других районах Казани) стали появляться девятиэтажки, и это повлияло на человеческие связи. Никто не запоминал своих соседей, не было никакого контакта друг с другом, появилась разобщенность, а потом и озлобленность.
ПОЧЕМУ СЕРИАЛ СТАЛ ТАК ПОПУЛЯРЕН И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Я не понимаю, почему сериал так популярен сейчас. Но я рада, что о группировках и их правилах узнают люди, которые никогда не соприкасались с этим. Когда я переехала в Москву и вышла на работу в архитектурное бюро, то столкнулась с тем, что некоторые коллеги, например, не знают, кто такие гопники. Я не отрицаю, что в больших городах были свои ОПГ, но в регионах люди гораздо чаще сталкивались с тем, что показано в сериале. Думаю, среди молодых людей сериал интересен тем, как показан контекст, в котором выросло старшее поколение.