ALL YOU NEED TO KNOW ABOUT THE STATE OF ART RIGHT NOW

opinion

10 September, 2020

These articles are in Russian. Send us an email or a DM on Instagram to comment or request a blurb in English.
Мы запускаем серию авторских колонок, в которых наши гости реагируют на происходящее здесь и сейчас с учетом контекста, в котором работают художники и все мы, участники различных областей арт-процесса.
Яна Сидоркина, создатель телеграм-канала 'ты сегодня такой пепперштейн', художник и музыкант, открывает рубрику анализом и реакцией на бурный в плане открытий сентябрь. Яна проводит параллель с дискуссией, которая ведется уже второй месяц, о противостоянии и поиске формата совместной работы художников и инстистуций.

В кои-то веки российский арт-мир впереди планеты всей. Во всем мире из-за ограничений отменены практически все ярмарки, биеннале и другие события. Выставки под замком, работники галерей делают и выкладывают в инстаграме достаточно грустные мемы на тему '2019 и 2020'. Россия – щедрая душа; в один день открывается 2-я Триеннале российского современного искусства, биеннале молодого искусства и новая ярмарка-сателлит Cosmoscow под названием blazar. Один день передышки, и вот уже открытие самой Cosmoscow. И все это на шлейфе неутихающего аналога #metoo в сфере искусства – дискуссии по поводу выставки 'Немосква не за горами' в петербургском Манеже.

Алексей Каллима 'Между случайностью и необходимостью', 2008

Нам открылись бездны вечного сопротивления художников и институций и, похоже, это только начало. Дискуссия эта сопряжена также с проблемой колониализма, которая, казалось бы, раньше не затрагивала Россию, а являлась нам в виде отголосков с Запада. Некоторые наши художники давно делают свои карьеры, откровенно выезжая лишь на теме своего происхождения. Теперь этот прием подхватывают и критики, борющиеся с 'олигархическими московскими институциями'. И новая этика иногда срабатывает. Возьмем 2-ю Триеннале российского искусства в 'Гараже'. В первом выпуске выставка была собрана благодаря труду десяти кураторов – они объездили всю Россию в поиске региональных художников (тут идет явная перекличка с поездом 'Немосква' и их кураторами). Слоганом той Триеннале была фраза 'Страна, которую вы не видели', будто бы прямо говорящий: 'Вы, москвичи, сидите тут, вот, посмотрите, мы тут нашли вам искусства из далеких мест, наслаждайтесь'. В этом году нет слогана, лишь название: 'Красивая ночь всех людей' – как будто кричащее о равенстве и братстве художников. Более того, кураторы принципиально отказались от указывания городов, откуда происходят художники, заставляя зрителей созерцать непосредственно искусство, безо всякой призмы региональности и провинциальности. Есть также важный аспект: у этой Триеннале по сути и нет кураторов. Выбор художников лег на плечи участников прошлой выставки, таким образом все чаще и чаще срабатывает идея самоорганизации художественного сообщества.

Еще один примечательный пример последних дней, связанный с темой колониализма – травля или, как сейчас говорят, кибербуллинг, обращенный в сторону художника Алексея Каллимы. В понедельник закончилась выставка 'Поколение XXI', посвященная дару работ из коллекции Фонда Смирнова и Сорокина Третьяковской Галерее. Среди них была и работа Алексея, вот ее описание: 'Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере'. Алексей – уроженец города Грозный. Русских современных художников родом из Чечни не так много, среди них есть также художница Анна Ротаенко. Эти люди – свидетели войны, свидетели уничтожения их родины, их дни и ночи проходили под звуки бомбежек, под страхом смерти. Естественно, все это отпечаталось в их творчестве. И тут внезапно различные 'патриотические' телеграм-каналы, нередко финансируемые нашей верхушкой, начинают возмущаться изображением боевиков и террористов в одном из главных музеев России. Все это похоже на скандал с выставкой 'Осторожно, Религия', когда кураторов осудили по уголовной статье непосредственно за искусство, которое они выставляли.

И это все говорит нам об одном: сколько триеннале и биеннале не делай, общество до сих не готово и не способно к восприятию современного искусства. Но давайте все равно верить и надеяться на наше светлое будущее.

мнение авторов данной рубрики может не совпадать с мнением редакции, но мы всегда открыты диалогу и поиску общих точек соприкосновения

opinion

10 September, 2020