МОКОШЬ / АННА САМОЙЛОВА

вернисаж

01 June, 2020

Не совсем типичный вернисаж недели. Проект 'Мокошь', художница: Анна Самойлова.

По замыслу художницы данный проект должен был быть представлен в лесу, там же прошел бы и вернисаж-знакомство с языческой богиней Мокошью. Но в связи с режимом самоизоляции собрать людей и поехать открывать экспозицию не предоставилось возможности. Некая игра в создание природного пространства, пусть и в индустриальном здании, позволила нам показать проект прямо сейчас.

Тема наследия русской культуры, которую Анна поднимает во всех своих работах – не просто эффектный шаг, а действительно попытка привлечь внимание к нашему прошлому (к нему художница относится как к сокровищнице), указать еще раз на то, что очень многое в русской культуре уже давно проговорено, а многие наши привычки и повседневные ритуалы имеют вполне простое объяснение.

Но одна из подтем, которая включена в 'исконно русское' – особое отношение ко всему женскому: с особым почтением и уважением, осознанием важности женского начала. Сквозь эту призму художница смотрит на особенно актуальную сейчас тему домашнего насилия. Сложно поверить, что эти ценности трансформировались настолько, что прямо сейчас в России от этого страдает более 20 тысяч женщин каждый год (если быть точнее, на 2018 год было зафиксировано 21 390 случаев, а по данным ВОЗ каждая третья женщина в мире подвергается хотя бы одному случаю насилия за свою жизнь). В России до сих пор не принят закон о профилактике домашнего насилия, а в обществе настолько не принято говорить о проблеме, что описать масштаб бедствия можно первым комментарием, который висит на сайте по обсуждению законопроекта: 'Я против закона, разрушающего семьи!'
Это вскрывает следующий уровень проблемы – стигматизация жертв насилия (наклеивание ярлыков и клеймение) и мизогиния, женская мизогиния (все защитники идеи, что жертва сама напросилась и сама виновата). А это ведет к замалчиванию проблемы и отказу обращения за помощью.

В этом проекте художница не только изобразила Мокошь – языческую богиню плодородия и женского начала, но и провела свое исследование. Издавна девушки просили у божества помощи в делах и поддержки. Вопрос, который задает Анна – что волнует нас сейчас?

работа: бязь, акрил, бисер, хлопковые нити

Пять лет назад я начала интересоваться нашей культурой. Сначала все сводилось к костюмам и декорациям ‘русских сезонов’ Дягилева. Многие художники брали за основу традиционный костюм, модернизируя его. Яркий цвет и орнаментальность всегда привлекали меня. Я стала пробовать рисовать образы русских девушек в традиционных костюмах и головных уборах, но очень скоро этого стало недостаточно. Было интересно узнать, какой смысл заложен в орнаментах, что там изображено?

Первой книгой, оказавшийся у меня в руках, стала ‘Язычество древних славян’ Рыбакова, где подробно объяснялось значение орнаментов. Оказалось, что изображения на платьях и полотенцах пришли к нам из совсем далекого прошлого – из язычества. Ну, и тут уже было некуда деваться: я начала искать информацию про наше язычество. Это оказалось не самым простым делом. Многое из того, что находится в интернете, выложено на православных ресурсах. А помимо православных сайтов существуют сайты неоязычников. Уже само оформление сайтов подсказывает тебе, что это не научные ресурсы. Среди этого нужно было найти стоящую информацию. Это, кстати, показалось мне чем-то удивительным. Было ощущение, что язычество – что-то запретное. После поисков и расспросов, я все-таки нашла интересных антропологов, историков и книги, которыми я с удовольствием делюсь. Помимо книг и лекций, мне было любопытно и интересно расспрашивать бабушек и знакомых женщин о религии, о полотенцах, об их матерях и бабушках.

Среди языческих богов восточных славян, я нашла богиню Мокошь. Мокошь – это про плодородие, урожай и женские дела. Женскими делами раньше считались: прядение, вышивка, ткачество. Не думайте, что это считалось чем-то незначительным. Женщина плела сеть, с помощью которой мужчины ловили рыбу, женщина помогала создавать приспособления для охоты, она одевала семью, ткала и вышивала обрядовые полотенца.
Обрядовые полотенца имели большое значение для наших предков. Икона в красном углу стояла на полотенце, каравай подавался на полотенце, полотенца отдавали как приданное, на полотенцах несли гроб к могиле. Последний факт рассказала мне сестра моего дедушки – тетя Фаина. Позже я нашла много подтверждений ее словам. На полотенцах были вышиты обереги, символы и сюжеты из мифологии. Очень часто в вышивках изображалась фигура Мокоши с птицами и животными, также оберег и символ роженицы. Роженица – это изображение женской фигуры, под которой изображена еще одна фигурка поменьше – ее дочь (так образуется бесконечный цикл).

Важно вспомнить, что Мокошь является богиней плодородия и урожая. Женщина уподоблялась земле, так как и Земля, и женщина имеют способность давать новую жизнь, что, само собой, для наших предков имело очень важное значение. Это сравнение кажется мне искренним и красивым.

Подношения богам также осуществлялись на полотенцах. Девушки и женщины вышивали полотенца на праздники и важные события. Иногда полотенца вешались на голые ветви ранней весной – эта картинка сразу же вспыхнула у меня в голове. Этот образ дал толчок ко всему ритуалу с лентами. Вешая и поднося полотенца, женщины просили богиню о благополучии, доверяли ей свои тайны, страхи и просьбы. Мне стало интересно, что попросили бы современные женщины у Мокоши?

Я начала спрашивать у девушек, женщин и девочек чего они боятся, что кажется им несправедливым, и чего они хотят/не хотят. Решено было сделать ленты с вышитыми посланиями. Они разделены на две категории: бытовая женская жизнь (розовые ленты) и вещи, связанные с насилием (фиолетовые).
В ходе исследования я получила большое количество комментариев от женщин. Я не ожидала, что так много моих мыслей найдут отклик и у других.
В лентах есть и мои собственные просьбы, страхи и желания. Я старалась брать различные темы, не концентрироваться на чем-то одном – чтобы любая девушка или женщина со своими взглядами и мировоззрением смогла найти свою ленту и повесить ее рядом с Богиней-Матерью.
Вы также можете принять участие в проекте и проголосовать за те темы, что вас волнуют.

Выбранные ленты помогут нам с вами увидеть, что волнует женщин сейчас, помогут обратить наше внимание на важные вопросы и обсудить их. Было бы здорово поделиться нашими переживаниями , постараться помочь друг другу и принять переживания других женщин, как свои. В процессе работы над проектом, я испытала чувство некой сплоченности из-за большого отклика и интереса девушек, как в инстаграме, так и при живом общении. Девушки и женщины видели ленты и говорили: ‘Точно, вот и у меня тоже самое.’

Мне бы очень хотелось привлечь внимание к нашей прекрасной культуре – она глубока и красива. В ней много тонкости и искренности. Меня радует, что все больше художников сейчас обращаются к фольклору. Он очень насыщенный: где еще вы встретите баенника (существо, отвечающее за баню, а также там и живущее), лешего, водяного, домового? воплениц с их причитаниями, которые вводят тебя в абсолютно другую реальность?
Все это близко, но, к сожалению, забыто. Очень надеюсь, что этот проект вызовет желание прочитать сказку, поболтать с вашими бабушками, съездить в деревню, а может даже углубиться дальше и делать для себя новые открытия.

Если вы оказались в трудной ситуации, вы можете позвонить в фонд насилию.нет, где психологи постараются вам помочь. Также на сайте есть тест, который поможет вам распознать потенциально опасную ситуацию. Также можно пожертвовать любую сумму в фонды насилию.нет или сестры, они делают большое и доброе дело.

Подробнее о проекте можно прочитать здесь, а также принять участие и оставить свое пожелание-ленту можно на сайте.

Художница выражает особую благодарность в подготовке проекта Ирине Троицкой, Ксени Копаловой, William Goldsmith, Christopher Rainbow, Марие Бабошкиной, Дарье Николаевой, Марие Ковнир.

вернисаж

01 June, 2020