Музей для Гормли, Голдин и для одного: что молодые архитекторы думают про то, каким должно быть современное выставочное пространство
Автор: Марина Анциперова
Фото: предоставлены архитектурным бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
25 July, 2022
Студенты проектной группы МАРХИ под руководством Ольги Сытник, Александра Цимайло и Николая Ляшенко (архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры») создали концепции музеев для 16 современных художников. Студентам нужно было проанализировать работы, выделить ключевые темы и спроектировать здание, которое отражало бы художника.
Нам кажется, получились очень интересные проекты, поэтому решили показать их в нашем новом материале и спросить у студентов, каким должен быть современный музей, что они думают о качестве московских выставок и что из них стоит посмотреть прямо сейчас.
Каталог всего проекта можно посмотреть здесь.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ?
Валерия Пчелина: Кажется, что он должен быть пространством для критики и поиска и существовать в отрыве от какой-либо идеологии. Суть музея в постоянной полемике между разными формами.
Чтобы художественный мир был разнообразным, нужно признать, что все подходы к проектированию абсолютно субъективны, нет идеального сценария. Консерватизм традиционных музеев сбалансирован новыми подходами независимых галерей и арт-пространств. Это работает как единая система, в которой одно взаимодополняет другое.
И, конечно, важна инклюзивность, умение показать как можно больше точек зрения, дать слово разным авторам, а не только уже признанным или классикам.
ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ВАС СИЛЬНО ВПЕЧАТЛИЛ.
Данила Гагаркин: Здесь сложно выделить что-то одно — у нас у всех есть несколько таких проектов. Но их объединяет одна вещь: опыт взаимодействия у каждого был связан с контекстом, в котором этот проект был увиден.
Мышление архитектора создает вокруг реального пространства некий миф, который усиливает впечатление от произведения искусства в несколько раз. Но, возможно, такое чувствуют не только архитекторы.
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О КАЧЕСТВЕ МОСКОВСКИХ ВЫСТАВОК В ЦЕЛОМ?
Елизавета Чередниченко: Можно сказать, что за последние десять лет в Москве случился настоящий музейный бум, с большим количеством хорошо организованных и, как следствие, успешных выставок. На афишах можно было увидеть имена известных иностранных художников, и локальные арт-группы ничем не уступали уже знаменитым авторам.
Сегодня мы с грустью наблюдаем, как многие смелые, талантливые художники вынуждены покинуть стены музейных институций, а актуальное искусство — уйти в кулуары. Главенство одной идеи ведет к упрощению художественных высказываний, компромиссам в кураторских решениях и снижению общего уровня московских проектов.
Гораздо смелее выступают арт-институции в регионах. Они опираются на локальный контекст и создают пространства для взаимодействия: не только для диалога, но и для спора, конфликта.
ЕСТЬ ЛИ ТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРХИТЕКТОРА И КАКАЯ?
Анастасия Имшенецкая: Работая над созданием выставки, архитектор становится частью большой команды. Его зона ответственности — это ощущения зрителя от пространства, которое он перепридумывает совместно с кураторами. Важно, чтобы это пространство не мешало посетителям воспринимать искусство; оно должно располагать, помогать сосредоточиться, обращать внимание на какие-то детали экспозиции. Для архитектора это поле интереснейших экспериментов.
ПОСОВЕТУЙТЕ ОДНУ ВЫСТАВКУ В МОСКВЕ ИЗ ТЕХ, ЧТО ИДУТ СЕЙЧАС.
До конца августа в Музее Москвы работает выставка «Мыслящий ландшафт». Критическое осмысление того, что происходит в российской культуре, кажется сейчас особенно важным. Художники и архитекторы, в числе которых Ольга Чернышева и Александр Бродский, рассуждают о многомерности культурного ландшафта, обращаясь к темам личной и коллективной памяти.
1. Кинотеатр Variety
Нан Голдин
Автор проекта — Дарья Буданова
Нан Голдин — американская художница, фотограф, активистка. Прославилась благодаря своему уникальному стилю фотографирования, выражающемуся в интимных портретах ее друзей и знакомых. В снимках Нан Голдин преобладают сложные темы пережитого ею опыта, которые стирают дистанцию между зрителем и художником.
Ее фотографии нельзя разделить на конкретные периоды. Это обширная серия (более тысячи работ) за разные годы жизни, которые она пересобирает и формирует в слайд-шоу или видеоряд, подбирая специальный темп и музыку.
Стремление передать атмосферу, которую снимала Нан, чтобы усилить состояние аффекта и «травмирующего гуманизма», легло в основу концепции. Музей представляет собой кинотеатр с бесконечным показом работ художницы: ее видео, композиций и фильмов, к которым она причастна.
Музей расположен в центре Бостона, родного города Голдин, рядом с баром, где проходила ее первая выставка. Участок зажат между двумя домами и соединяет две улицы, олицетворяя тему «другой стороны» в творчестве художницы.
Объем отступает от старых зданий, формируя проходные галереи, в которых, как афиши, выставляются фотографии Нан. Фасад, обращенный к улице, напоминает традиционные кинотеатры Америки: с отдельной кассой, табло и прозрачными дверями.
Центральный зал — аллюзия на «красные лаборатории» для проявки фотографий. Атмосфера напоминает все те места, где Нан Голдин снимала и проводила свои показы.
2. не(место)
Энтони Гормли
Автор проекта — Полина Карташова
Энтони Гормли — британский современный художник. Его работы исследуют связь тела как внешнего контура, ограниченного временем и пространством, и сознания как внутреннего пространства, бесконечно расширяемого, беспредметного, не ограниченного никакими рамками.
Гормли пытается ответить на фундаментальные вопросы, используя собственное тело как главный инструмент: какое место занимает человек по отношению к природе, пространству и миру?
Нить из особенных пространств Лондона образует невидимую тропу, которая формирует связь двух существующих галерей и создает новый формат музея. Этими пространствами становятся «не-места» — пустоты, заброшенные чердаки, туннели, пустыри, арки — пространства, которые физически являются частью города, но уже утратили свою функцию. Они становятся иррациональными точками в рациональной и чистой структуре города. Маршрут будет являться невидимой границей, следом, которую человек очерчивает, тем самым ломая границы времени и пространства.
Все пространства объединены одним символом — дверью, которая становится проводником между пограничными состояниями города.
3. Музей для одного
Ольга Чернышева
Автор проекта — Наталья Шамова
Ольга Чернышева — художница повседневности. Её работы рассказывают о чем-то близком и знакомом каждому человеку. Они говорят шепотом, обращаясь к одному зрителю. Для художницы очень важны камерность и внимание к небольшому, незаметному. Все работы Ольги объединяет то, что в серой повседневности она всегда находится в поиске образа.
В процессе работы над музеем я искала места, которые могли бы стать метафорой в повседневной архитектуре города. Заброшенное здание с заколоченными окнами, как фантом, возникающее в одном из закоулков центра Москвы, — это очень яркий образ, отпустить который я так и не смогла. Внутри руины создается сакральное пространство, и появляется ощущение «дома», в котором ты всегда один, дома, в котором есть место небольшому, тому, на что действительно стоит обратить внимание.
Большое значение для руины играет путь к ней. Выставка начинается задолго до появления «главного героя». Архитектура города создает сложное перетекающее пространство и дает нарратив, нить повествования. При этом у зрителя всегда есть вариативность пути, возможность прочесть историю по-своему. В конце его ждет внутренний двор, взгляд в небо и ощущение, что время замерло в ожидании.
Работы художницы экспонируются на стенах руины и в выставочных павильонах. В вечернее время стены становятся полотнами для видеоинсталляций, а лесенка «Подземелья» — импровизированным амфитеатром. Павильон «Места» — это минималистичное пространство, главной ценностью которого становятся проемы, акцентирующие внимание на стены руины. Павильон «Просветы» вторит главному двору, призывая взглянуть на небо через стеклянную крышу или увидеть его в отражении зеркального пола.
Автор: Марина Анциперова
Фото: предоставлены архитектурным бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
25 July, 2022