Новогоднее чудо: итоги года от друзей Объединения

ИНТЕРВЬЮ

Обложка: работа Нади Лихогруд «Утренник»

27 December, 2023

Конец года традиционно — время для подведения итогов. Мы попросили друзей Объединения ответить на блиц и рассказать о чуде, которое произошло в их карьере, поделиться важным событием года и загадать желание на 2024 год. В итоге получились вдохновляющие истории о том, как поменять работу на пике удовольствия, не бояться просить крупных предпринимателей о помощи и удивлять делегации из Бразилии, Индии и Южной Кореи.

Марина Лошак

арт-директор, галерист, главный куратор музея «Полторы комнаты»

О карьерном чуде

В моей жизни все складывалось таким образом, что я никогда не интересовалась карьерой, и все, что со мной происходило, все, что можно назвать карьерой, — происходило абсолютно случайно, благодаря мифическим сигналам. Когда-то я случайно встретилась с Сергеем Капковым и Наташей Фишман в «Проуне», и потом оказалась в «Манеже». Точно также, не думая о каких-то перспективах, я оказалась в Пушкинском музее, будучи на пике удовольствия, которое получала в «Манеже», совсем не планируя оттуда уходить.

Но тут пришло приглашение от Ирины Александровны Антоновой, и я согласилась, конечно, не до конца понимая, в какую реку вплываю. Со мной случился Пушкинский музей, на целых 10 лет, очень тяжелых, сложных, изменивших меня из порхающего существа во взрослого человека. Этот опыт был очень важным и тоже наполненным любовью.

Сейчас, на пике взрослой жизни, я оказалась перед абсолютно новыми перспективами — я говорю, конечно, о музее «Полторы комнаты» в Петербурге. Так началась другая глава, в которой я постоянно знакомлюсь и взаимодействую с новыми людьми: они все страшно молоды, активны, и это потрясающе.

Все, что я переживаю, — не имеет отношения к карьерному росту, но это значительно более важный этап. Это абсолютно целительное движение в сторону человеческого, к которому я всегда была склонна, а теперь могу себе это позволить.

О важном событии года

Уход из Пушкинского музея, где я проработала 10 лет в качестве директора. Этот опыт безусловно меня изменил в лучшую сторону (я вообще верю, что меняться можно только в лучшую сторону), и дал очень многое. Это мое место, я всегда буду говорить «мой музей», где бы я не работала. Уход оттуда был поворотным моментом, который определил и определяет мою дальнейшую жизнь.

О желании на 2024 год

Как всякая мама и бабушка я загадываю здоровье для своей семьи. А себе, во-первых, того же, и во-вторых, такой же интенсивности движения в сторону жизни, в сторону нового, того, что меня радует и вдохновляет. Загадываю еще больше новых людей, больше того, чего я не знала и не видела прежде, шире Пространство Любви.

Антон Белов

директор Музея современного искусства «Гараж»

О карьерном чуде

Думаю, что карьера — это всегда плод долгосрочной, целенаправленной работы какого-то человека. Для меня, наверное, карьерное чудо — когда художник делает фантастические работы, не останавливается, переизобретает себя и продолжает удивлять тебя спустя годы.

О важном событии года

Самым важным событием стало открытие Дома Наркомфина как полноценного проекта Музея «Гараж». Наконец-то самое главное здание архитектуры московского авангарда стало публичным, и приобретает музейную функцию, но при этом внутри сохраняется реальная жизнь: в квартирах живут люди.

О желании на 2024 год

Всем желаю мира, близким — здоровья и счастья, друзьям-коллекционерам — удачных приобретений, музейщикам — хороших проектов, Музею «Гараж», конечно же, процветания и новой фазы развития.

Сергей Лимонов

коллекционер и сооснователь Limonov Art Foundation

О карьерном чуде

Сам факт зачатия как один шанс из 20 миллионов является карьерным чудом. Это еще без учета случайности, что мои родители смогли познакомиться в определенном месте и в определенное время.

О важном событии года

Год настолько был плотным по событиям, что в целом он более ярко выделяется на фоне предыдущей жизни. Был инсайт после посещения международных ярмарок и галерей Индии, Южной Кореи и Абу-Даби — стало совершенно понятно, что мы недооцениваем российское современное искусство. Хотя открытие игристого «Шато Тамань» за 390 рублей тоже произвело на меня неизгладимое впечатление.

О желании на 2024 год

Чтобы у моего фонда поддержки современного искусства появилось собственное выставочное пространство. Хочу удивлять делегации из Бразилии, Индии и Южной Кореи российскими талантами.

Анна Якубова

сооснователь и куратор Limonov Art Foundation

О карьерном чуде

Не рассматриваю свою деятельность с позиции карьеры, условного рабочего процесса. Для меня это образ мысли и жизни, где искусство и есть чудо.

О важном событии года

Каждый из проектов, показанных фондом в уходящем году, важен и нежно любим. Я горжусь и восхищаюсь нашими художниками, кураторами, фотографами, пиарщиками и площадками, благодаря которым мир становится чуть более прекрасным.

О желании на 2024 год

Добра вокруг, здоровья близким, дерзких проектов себе и долгожданной площадки фонду. Любите и ничего не бойтесь!

Алия Ахмадуллина

руководительница ZAMAN MUSEUM

О карьерном чуде

В 2016 году я была программным директором фестиваля «I BIKE UFA». Мы готовили его больше года, было много партнеров, вовлекли все городское сообщество, получили необходимые разрешения. За сутки до старта, когда центр Уфы уже начали перекрывать, а площадки — частично смонтировали, местное отделение МВД официально запретило нам проводить мероприятие. Мы срочно собрали пресс-конференцию, публично объяснили ситуацию, но проблемы это, конечно, не решило.

В этой ситуации мне было важно еще и закрыть вопросы по нескольким партнерам, которые выделили довольно крупные по тем временам средства, уже потраченные на организацию фестиваля. Кроме того, участники-рестораторы уже закупили продукты и тоже могли получить крупные убытки. Я стала искать варианты — частные площадки, которые могли бы принять одну из ключевых точек фестиваля, «Аш Маркет». Везде отказывали. В лайфстайл-центре «Башкирия», где была подходящая территория, сказали, что принять решение может только собственник — Марат Ахметшин.

Я позвонила ему рано утром, рассказала о ситуации. Он согласился, при этом слегка удивившись — ему нечасто звонят с подобными просьбами о поддержке. В результате за полдня мы перенесли фестиваль и провели его вполне успешно в этих обстоятельствах. После этого я закрыла для себя работу в формате открытых улиц и начала заниматься другими проектами.

В 2021 году мне неожиданно позвонил Марат Ахметшин: приехали представители Музея «Гараж» — директор Антон Белов и главный куратор Катя Иноземцева, и меня попросили помочь собрать уфимское арт-сообщество. У меня было два часа. Я собрала людей на встречу — в том числе потому, что Марат Марсович мне помог в пиковый момент. Мы поговорили об Уфе с точки зрения культуры и искусства. Антон Белов слушал и в какой-то момент показал Марату Ахметшину на меня: «Вот вам готовый менеджер для работы в музее».

Вскоре Марат Ахметшин предложил мне руководить проектом ZAMAN MUSEUM. То есть карьерное чудо произошло потому, что в свое время я не испугалась позвонить крупному предпринимателю, чтобы решить свои задачи. Для него принципиально важно, чтобы люди были инициативными, сами доводили до конца проекты, несли ответственность за свои решения. И это один из ключевых принципов, по которому мы и сейчас формируем нашу команду.

О важном событии года

Первая кочевая арт-резиденция «Стоянка», которую ZAMAN провел в Воскресенском, — это наш первый подобный опыт. Я благодарна команде, художникам и селу Воскресенское за этот опыт и за то, что нам совместно удалось создать краеведческую экспозицию. Кстати, ее мы привезем в Уфу — в январе в Посольстве музея современного искусства ZAMAN открывается выставка «Эхо Стоянки».

О желании на 2024 год

Я хочу делать международные проекты, для меня это возможность продвинуть локальное в глобальное. Сейчас, к сожалению, для многих институций эта опция не доступна.

Антон Козлов

сооснователь фонда «Новые коллекционеры», коллекционер, автор YouTube-канала об искусстве «Пока все дома у Антона»

О карьерном чуде

Важным для меня в коллекционерском плане стали, конечно, ценнейшие произведения, приобретенные в коллекцию. В этом году я по-настоящему горжусь покупкой большого числа работ молодых художников, собирать произведения которых считаю почти миссией каждого собирателя современного искусства. А буквально на днях я купил невероятную работу 1986 года Ивана Чуйкова «Морской пейзаж» (прим. на фотографии Антон на фоне этой картины). Это такая работа, которую один раз увидев, больше ни о чем думать не можешь: торгуешься сам с собой, может быть даже отговариваешь, но в итоге платишь большие деньги за шедевр, место которому, на самом деле, на самой лучшей музейной стене.

О важном событии года

В этом году моя коллекция вышла из тени — сохраняя интригу полного собрания, я, тем не менее, раз в неделю показываю шедевры и программные произведения любимых художников в своем YouTube-шоу «Пока все дома у Антона». На реализацию проекта — от придумывания идеи до его запуска — мы с командой потратили менее полугода. Мне хотелось нащупать не совсем обычный способ разговора об искусстве — мы привыкли к формату объемных лекций или туториалов, которые со всех сторон охватывают контекст и биографию авторов. Мы же всего пятнадцать минут в компании искусствоведов и кураторов рассказываем только об одном произведении искусства, долго смотрим на него и получаем удовольствие. Сейчас на канале уже опубликованы два первых «сезона», которые проводят зрителя по маршрутам абстрактного и кинетического российского искусства, и могут стать отличным познавательным стартом для тех, кто хочет на академическом уровне разобраться в вопросе.

О желании на 2024 год

В последние пару лет у жителей моей страны одно желание на всех и я снова загадаю его, чтобы пресловутый Дед Мороз как-то уже обратил на нас внимание. Ну а себе пожелаю не сбавлять обороты и реализовать все проекты, в том числе выставочные, намеченные на будущий год, потому что искусство не должно быть в тени.

ИНТЕРВЬЮ

Обложка: работа Нади Лихогруд «Утренник»

27 December, 2023