РОМА МАНИХИН

мастерская

27 July, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
Рома Манихин – художник-мечтатель, создающий в работах мир радости, вечного веселья и любви. Мы поговорили о текущих проектах, изменении ритма жизни и мастерской, как месте силы.

Чем ты сейчас занимаешься? Какие проекты вел во время карантина, а над чем продолжаешь работать сейчас?
У меня одновременно несколько проектов в работе. Я и так без внимания не обходился, но карантин выявил неожиданный интерес к искусству в целом и к моему в частности. В начале карантина я уже заканчивал работу над выставкой, которую планирую открыть в ГУМ Red-line. Начал серию деревянных скульптур и объектов, объединенных темой мифологии, русалий. Участвовал в проекте для Lucie Kaas, которую курирует мой друг Jens-Peter Brask. Начал работу еще над двумя выставками в Москве и в Копенгагене. На самом деле меняются концепции, названия галерей, но процесс примерно одинаков, это моя рутина.

Как после карантина изменился твой рабочий ритм? Может быть поменялись или появились какие-то ритуалы во время работы?
Нет, почти ничего не поменялось. А может все поменялось. Я не знаю, что ты имеешь в виду.
Сейчас все привязано к месту. Раньше я ездил в студию на метро около часа, затем в Испании работал дома, в карантине находился на даче и работал опять же дома. Из-за отсутствия мобильности ритм, конечно, стал более размеренным. Год назад я активно занимался Кундалини йогой, один-два раза в день. С началом жизни на даче перешел на чантинг (звуковая целительная техника – прим.ред.) и раз в неделю холотропное дыхание. Во время творческого процесса люблю слушать регги на fip.fr или лекции Саши Куликова по КЙ. Какие еще могут быть ритуалы у художника?

Как трансформируется твой стиль, какие сюжеты сейчас преобладают?
В течение одного-двух лет появилось много животных в работах. Сперва они носили символическую маскулинную роль, теперь трансендентально-развлекательный. Опять же все от техники зависит. На картинах они эмоциональные, веселые. В объектах – ближе к метафизике.
Меня трогает хрупкость жизни, неоднозначность, очевидная временность и ломкость всего, кроме вечного. Это и хочется отражать.

‘Lobsters are leave’, 2020

Ты работаешь с разными медиа – живопись, барельефы и скульптуры, одежда, посуда, ручные принты. Как получается все совмещать, в чем хочется углубиться?
Совмещать очень трудно, почти невозможно. Любой процесс требует полного внимания. Когда-то слышал и запомнил фразу, что не может быть чего-то важного и второстепенного. Мужское сознание так устроено, что есть только что-то одно, на что направлена вся энергия: как смеситель в ванной – либо кран, либо душ. Когда я делаю графику, я занимаюсь только ей. Через какое-то время начинаю чувствовать, что не умею рисовать, и беру в руки пилу, она тоже рисовать не умеет, но умеет рычать – в этом мы с ней похожи.

Во многих твоих работах Злата, твоя жена, – прототип. Расскажи, как это работает, как гармонично работать со своим партнером?
У нас с ней договор, когда нибудь она мне подарит детей, похожих на меня. Шутка, конечно, но тут все прозаично – любой художник создает картину своего духа, а партнера лучше любить, уважать и беречь.

Ну, и расскажи про мастерскую – как давно ты здесь, где она, как тебе здесь работается?
Это мастерская МОСХ в Северном Чертаново. Дома в стиле 'советского модернизма' построены к олимпиаде 1980 по проекту Посохина. У каждого корпуса по 6 квадратных метров мансарды – это проект домов повышенной комфортности. Поэтому тут есть все, включая зимний сад и мастерские художников. Мастерская для меня как дом: она спасла мне жизнь, отсюда красивый вид, чудесная атмосфера, самые мощные медитации, и почти все картины написаны тут, с 2013 по 2018.

Я сам поменял в этой мастерской свою жизнь на 180 градусов. Я, как художник, окончательно родился в моей мастерской. Тут классный сосед-скульптор 80 лет, который водит к себе дам, угощает меня чаем с оладушками. Замечательные консьержи, которые называют меня 'господин Манихин'. Восхитительный зимний сад в витринах первого этажа, создающий ощущение оранжереи.

  • Работа посередине ‘Waving the waves’ загораживает старые пыльные холсты со времен Строгановки – единственное, что влезает на стелаж, остальные немногие в мастерской справа у стенки. Деревянный объект – часть моего следующего проекта, по плану откроется в октябре 2020
    Работа посередине ‘Waving the waves’ загораживает старые пыльные холсты со времен Строгановки – единственное, что влезает на стелаж, остальные немногие в мастерской справа у стенки. Деревянный объект – часть моего следующего проекта, по плану откроется в октябре 2020
  • В большом, сделанном на заказ, шкафу для постеров храню все свои сокровища. Лист из серии 'Black ladies'
    В большом, сделанном на заказ, шкафу для постеров храню все свои сокровища. Лист из серии 'Black ladies'

И блиц! Зачем искусство в 2020 году?
Кроме искусства сейчас ничего нет. Все сидели по домам и занимались искусством. Это главный помощник против страха. Сейчас и всегда.
Качество, которым должен обладать художник сегодня?
Антихрупкость.
Супер способность, которой обладает художник?
Смелость.

На кого подписаться в инстаграме – русский художник?
Чаще всего захожу к @manikhin, мой образец для подражания и чистый источник радости и вдохновения.
иностранный художник?
Flechemuller Jacques мой любимый художник
проект?
puppystagram лекарство от грусти.

Совет, который ты даешь себе и можно дать другим?
Себе я чаще всего говорю: 'Парень, не трать время на бессмысленные дела'.

мастерская

27 July, 2020