ВИТАЛИЙ БАРАБАНОВ
Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
Мы побывали в мастерской Виталия Барабанова, где поговорили с художником и его агентом Игорем Шиленковым о новых проектах, выставочном проекте в Музее 'Гараж', необходимой системности в работе художника и 'внутренней природе', которая живет в каждом.
НАЧАЛО
Рисовать начал очень рано. Как себя помню — уже что-то пытался изображать любыми подручными средствами на полу и стенах. Мой старший брат ходил в художественную школу, в какой-то момент он стал делиться со мной художественными материалами. Хочется сказать спасибо моим родителям, которые, заметив первые порывы, отвели меня в изостудию. Потом я закончил художественную школу, художественное училище, Строгановку и институт База. Получается, из своих 34-х лет, я рисую как минимум 30.
НАПРАВЛЕНИЯ
Глобально у меня два больших фронта художественных практик, которыми я занимаюсь. Первый — это живопись действия (active painting), где живописное полотно рождается в результате перформативных действий. Первый такой проект я реализовал в 2015 в Центре 'Красный', который мы организовали вместе с другими художниками и кураторами. Посредством живописи я фиксировал маршрут по экспозициям выставок в пространстве центра. Я натягивал холст на подрамник и им повторял свой маршрут по полу. В холст втирается все, что могло быть на полу. Иногда холст при этих действиях рвался и в конечном результате получались достаточно самобытные абстракции.
Далее я начал эксперименты по созданию 'живого' произведения в соавторстве с природой, я держал в уме идеи Бруно Латура о созыве 'коллективов' — ассоциаций человеческих и нечеловеческих акторов, действующих с целью демократической пересборки отношений природы и общества. Так, в 'Практиках пленэра' (в 2016 году) я наносил на холсты ландшафт и маршрут своих прогулок, садясь на них или привязывая их к ноге. Живописные работы проекта Plastic Cultura появились в результате фильтрации воды через холст и пигменты трех основных цветов — красного, желтого и синего.
Другой вектор моего творчества я описываю как изобразительное искусство. Здесь я исследую темы памяти и своих психоэмоциональных состояний через призму природы. Первым проектом таким был 'Виртуальный пленэр, где с помощью очков виртуальной реальности посредством автописьма я переносил настроение пейзажа на холст и бумагу.
В продолжении этой линии творчества недавно с Shilo gallery был реализован 'Perfect decay'. В этом проекте возвращаюсь в места, которые меня больше всего поразили. Для меня было принципиально не работать с фотографией, а попытаться восстановить 'картинку' из моей памяти. Так как наша память не идеальна и состояния природы тоже очень изменчивы, я добиваюсь 'идеального распада' изображения.
СЕЙЧАС
Сейчас я работаю над серией 'Реликварий органической живописи'. В нем я подвожу итоги пятилетнего исследования по созданию 'живого произведения'. Полотна из этого проекта помещаются в кашпо для домашних растений и с помощью ухода за этой 'почвой' посредством полива растворами натуральных пигментов, температуры и освещения я 'выращиваю' живопись. Холсты натягиваются на подрамники специально разработанной формы и становятся частью большой инсталляции.
Еще один проект – про создание 'внутреннего' сада художника, рабочее название — 'Make garden great again'. Я экспериментирую с разными материалами и выразительными средствами, создаю автопортрет через изображение растений и 'мест силы'. Здесь я также не прибегаю к помощи фото, а работаю только с памятью и внутренними переживаниями, так как считаю что фото — это мертвая природа.
УЧАСТИЕ В OPEN-CALL ГАРАЖА
Этот проект родился неожиданно, фактически он является продолжением экспериментов с 'живым' произведением. Я отправил заявку на опен-колл и очень обрадовался, когда получил письмо с результатами отбора. Хочется сказать большое спасибо всей команде Музея Гараж за доверие, помощь в реализации проекта и огромный профессионализм. Очень здорово, что этот проект смогут увидеть большое количество людей и узнать о моих художественных практиках.
ПЕЙЗАЖ
Для меня это не просто пейзаж, а больше автопортрет состояния в тот день, когда создается работа. Если начинаю работу, она обязательно должна быть закончена в этот же день. Этот принцип важен и в последних проектах. Акварель, тушь, либо масло и акрил такой же насыщенности помогают добиться необходимого визуального результата.
ЦВЕТЫ
Это история, конечно, про райский сад. Считаю сейчас себя неким садовником на поле искусства. Каждый день приходя в мастерскую, пишу и рисую собственно сочиненные цветы, которые отражают мое душевное состояние. Древние мудрецы считали, что самое благоприятное дело дела человека — это выращивать свой сад. И в работах я прежде всего изучаю себя через изображения растений.
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС
Мои проекты и серии очень последовательны, вытекают один из другого. Выводы, к которым я прихожу, заканчивая один проект, являются отправными точками для решения задач в новых. У меня есть несколько правил. Например, в проектах 'Perfect decay' и 'Make garden great again' каждая начатая работа должна быть закончена в тот же день.
Во время работы я не слушаю музыку. У меня есть музыкальное образование, и я тонко реагирую на звуки, что не совместимо с художественными практиками.
Еще я руководствуюсь принципом, что не знаю, что будет в конечном результате работы, но точно знаю, чего там быть не должно.
АГЕНТ
С Игорем Шиленковым меня познакомил наш общий хороший друг Андрей Мизиано. Игорь — большой молодец и профессионал своего дела. Конечно, с началом сотрудничества многое изменилось. Он разгрузил меня по многим позициям, которые мешают творческому процессу. До этого я несколько лет сотрудничал с галереей, но как раз не совсем остался доволен тем опытом.
МАСТЕРСКАЯ
Сейчас у меня студия на Лужнецкой набережной в моем любимом районе Хамовники. Рядом река, стадион Лужники, Усачевский рынок. Мастерская находится на первом этаже с отдельным входом, что удобно для транспортировки работ и материалов. В ней достаточно света, мне здесь очень комфортно работать.
Почти все пространство используется для работы — и стены, и пол. У меня нет полочек и шкафов. Мне нравится полное погружение в процесс, при этом я всегда знаю где что лежит. В одном углу хранится большая часть работ, но для них есть еще специальное хранилище за пределами мастерской.
Также есть 'Кресло художника' — это место, на котором я сижу во время отдыха или когда хочу подумать.
ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ
Мне важно, чтобы через призму моих работ зритель мог взглянуть внутрь себя и понять, что каждый человек — огромная вселенная. У всех нас есть своя внутрення реальность, которую я называю 'природой'. Получается, что искусство для меня — это путь или проводник к 'внутренней природе'.
ВДОХНОВЕНИЕ
Для меня вдохновение — это энергия, которая дает правильный вектор и заряд для работы. Труд художника — это последовательность и системность. Важно приходить в мастерскую каждый день и творить. Даже если я путешествую, то делаю наброски или небольшие работы. И еще я из тех художников, кому нужна настоящая муза. Мне повезло, и я ее встретил. Поэтому с вдохновением все в порядке.
БЛИЦ
Русский художник: Казимир Малевич
Иностранный художник: Hans Haacke
Музей: Гараж
Проект: Петр Юиг 'Untilled' 2012, DOCUMENTA 13
Фильм: Ким Ки Дук 'Весна, лето, осень, зима и снова Весна'
Книга: Бруно Латур 'Политики природы'