ВОЛНА ГРЕЗ / ТРИУМФ

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: АНАСТАСИЯ ПОЖИДАЕВА

02 October, 2020

ВЕРНИСАЖ – рубрика, в которой мы показываем интересные выставки (и на которые мы сами хотим успеть сходить).
ВОЛНА ГРЕЗ – выставка про хрупкую материю сна в галерее Триумф, проходит до 11 октября. В проекте представлено 32 автора – от всем известных AES+F, Дмитрия Гутова и Александра Бродского, до молодых и интересных Даниила Антропова, Анатолия Акуе, Виктории Кошелевой и Анны Андржиевской.
Мы поговорили с куратором Полиной Могилиной про сон, как метод художественного поиска, и самый продуктивный формат коммуникации с художниками.

Где мы оказываемся, закрывая глаза и погружаясь в сон каждую ночь? Во власти дурманящих грез? Бродим по извилистым тропам подсознания? Мы видим прошлое или будущее? А может настоящее, существующее параллельно здесь и сейчас? Что, если сон – это другая реальность, существующая одновременно с привычной нам? И разве может треть жизни человека, пускай и пассивная, считаться незначительной? 
 
Сон, наряду с бодрствованием, занимает важную часть жизни человека. Сновидения и их природа до сих пор вызывают большое количество вопросов, а исследования снов богаты различными гипотезами, которые еще предстоит отвергнуть или подтвердить научным или иным способом. С давних времен в искусстве мотив сна использовался художниками для изображения тайной жизни героя или событий, происходящих в иных, более тонких чем земная жизнь сферах. Начиная с XX века и, в частности, связанных со сном практик, используемых в качестве художественного метода, пространство грез стало источником целого мира новых художественных образов, значительно обогативших визуальный простор искусства. В отличие от научного или философского, художественный взгляд предлагает иной, более чувственный и эмоциональный подход к осмыслению и видению материи и природы сна. 
 
Выставка 'Волна грез' объединила работы 32 современных художников, исследовавших феномен сна и пограничных состояний. В разворачивающемся на выставке нарративе сон превращается в предмет художественного осмысления в многообразии собственных аспектов. Сон априори является исключительно интимным переживанием, скрытым от посторонних глаз. Как лакмусовая бумажка, он проявляет наши слабости, обсессии, тайные пристрастия. Тем более волнительным становится момент погружения в художественные метафоры и образы, транслируемые художниками в их произведениях.
'Волна грез' – пограничное пространство между сном и явью, где объективная реальность утрачивает свою императивность, уступая место наваждению.
 
Идея этой выставки во многом родилась из яркого личного опыта переживания различных связанных со сном состояний. Не проявляющие себя в момент бодрствования, они пассивно дают возможность острее и ярче видеть (осязать?) те или иные происходящие вокруг процессы и явления. Хрупкая материя сна по пробуждении тает, как зимние сумерки. Но именно это мгновение является единственной, пускай и весьма эфемерной границей между объективной реальностью и ирреальным миром видений, фантастических образов, ночных кошмаров и дрейфующих грез. 
 
Полина Могилина

Александр Бродский-старший

Кирилл Басалаев

РАССКАЖИ, КАКАЯ БЫЛА ИЗНАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, КАК ТЕБЕ ПРИШЛА ИДЕЯ ВЫСТАВКИ И КАК ДАВНО ТЫ ХОТЕЛА ЕЕ ВОПЛОТИТЬ?
Сколько я себя помню, меня всегда интересовала тема сновидений. Может быть это связано с тем, что в своей жизни я сама на себе испытываю всевозможные состояния во сне. Мне кажется, это значительно обогащает восприятие реальности. В университете я защитила диплом, посвященный теоретической базе сюрреалистического течения. И, конечно, особое место там уделялось сну и различным художественным практикам, его задействовавшим. Именно у сюрреалистов сон приобрел особое значение как метод художественного поиска, как источник нахождения чистых, не замутненных и не испорченных сознанием художественных образов. Примерно полтора года назад мне пришла идея сделать выставку, которая была бы посвящена феномену сновидений, собрать на ней разных художников, кому эта тема близка, и попросить их сделать работы, напрямую с ней связанные. Это своего рода исследование, но вместе с тем и творческий эксперимент. Мне хотелось, чтобы, заходя в галерею, зритель оказывался в пространстве сна, окруженный видениями разных художников.

  • AES+F
    AES+F
  • Александра Паперно
    Александра Паперно

КАК ПРОИСХОДИЛ ОТБОР ХУДОЖНИКОВ?
Примерно в течение полугода я собирала состав в своей голове, прикидывала, кто бы что мог сделать на выставке, кто с какими направлениями внутри темы захотел бы работать. Помимо тех, с кем я уже работала, я много искала новых, которым было бы интересно работать с темой сновидений. Это же определенный склад мышления, видения. Очень важно нащупать эти струны в человеке. Еще для меня было критичным, чтобы работы были сделаны специально к выставке и были задействованы разные медиа: на выставке представлены и живопись с графикой, и скульптура, и инсталляции, саунд-арт, кинетический объект, а также видео. Поэтому, когда настало время реализовывать проект, у меня уже был готов список. В процессе к нему прибавилось еще несколько человек, в итоге участников 32.

КАК ДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ?
Наверное, у каждого куратора свой метод. Для меня в работе с художниками главное – построить теплые человеческие взаимоотношения. Очень многие из тех, с кем я работала, стали моими друзьями. Кто-то считает, что это может мешать рабочему процессу, что необходимо выдерживать определенную дистанцию. В моем случае это не работает.

  • слева и по центу – crocodilePOWER, справа – AES+F
    слева и по центу – crocodilePOWER, справа – AES+F
  • слева – Анатолий Акуе, по центру – Евгения Воронова, справа – Кристина Аксентова
    слева – Анатолий Акуе, по центру – Евгения Воронова, справа – Кристина Аксентова
  • Даниил Антропов
    Даниил Антропов
  • Катя Царева
    Катя Царева
  • Рома Peeks
    Рома Peeks

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ В РЕАЛИЗАЦИИ, ВСЕ ЛИ УДАЛОСЬ ВОПЛОТИТЬ ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРИШЛОСЬ ЧТО-ТО МЕНЯТЬ?
Самой большой трудностью в данном проекте было чрезвычайно ограниченное время на его реализацию. Изначально он планировался на ноябрь, но пандемия спутала все карты, пришлось перекраивать расписание, и в итоге проект нужно было открыть в самом начале сентября. Поэтому фактически он был реализован за полтора месяца – для большой групповой выставки с продакшеном новых работ это очень короткий срок. Мы работали в режиме нон-стоп. Но нужно отдать должное, никто из художников не отказал мне в участии, более того, 70% работ были сделаны специально к выставке. Я до сих пор очень тронута этим.
Одну идею мне все же не удалось воплотить. На выставке должна была присутствовать саунд-инсталляция одного из талантливейших на мой взгляд современных музыкантов, Никиты Забелина. Но, к сожалению, времени было мало, к тому же Никита в тот момент находился в Берлине, поэтому в итоге мы с ним отказались от этой идеи. Но в будущем обязательно что-то придумаем.

слева – Иззи Вуд, в центре и справа – Юлия Вирко

ЕЩЕ ОДИН ЛЮБИМЫЙ ПРОЕКТ ПРО СОН?
Концерт 'Сон' Макса Рихтера. Меня совершенное поразила идея, что можно собрать совершенно разных людей в саду или под крышей храма и дать им возможность уснуть под звуки его концерта, видеть сны, которые смешиваются с реальностью, или просто медитировать на протяжении 8 часов.

ЗА КЕМ ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЫ СЛЕДИШЬ С ОСОБЕННЫМ ИНТЕРЕСОМ?
Анна Андржиевская, скорее всего будем делать ее выставку в 2021 году.

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2020 ГОДУ?
Искусство в 2020 году необходимо, как и во все времена, чтобы развивать в человеке чувство прекрасного, свободу мысли, показывать другую сторону жизни, отличную от повседневности. Искусство, пожалуй, прекраснейшая из сторон человеческой жизни. Зачем от нее отказываться?

  • Андрей Бергер
    Андрей Бергер
  • Александр Дашевский
    Александр Дашевский
ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: АНАСТАСИЯ ПОЖИДАЕВА

02 October, 2020