«Все мое искусство связано с Воронежем». Художник Михаил Добровольский о важности текста в его работах и вдохновении

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Дима drugazine, Кирилл Гуров

07 February, 2023

6 февраля Cosmoscow объявили список художников, которые получили грант для продолжения своей деятельности. Среди восьми авторов был Михаил Добровольский, художник родом из Воронежа, с которым мы провели интервью незадолго до этого.

Мы давно восхищаемся воронежской арт-сценой и художниками, и даже составляли культурный гид по этому городу. В новом материале поговорили с Мишей о том, как его вдохновляет Воронеж, почему для него так важен текст и что сейчас, по его мнению, происходит с искусством.

  • Фото: Дима drugazine
    Фото: Дима drugazine
  • Фото: Дима drugazine
    Фото: Дима drugazine
  • Фото: Дима drugazine
    Фото: Дима drugazine

Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»

КАК ТВОЕ ИСКУССТВО ИЗМЕНИЛОСЬ СО ВРЕМЕН МАЛЕНЬКИХ КАРТИНОК В INSTAGRAM? КАЖЕТСЯ, ТЕ ОБРАЗЫ ПЕРЕРОСЛИ В БОЛЕЕ ОСМЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ.

За прошлый год я действительно вырос как художник. Во-первых, потому что за год было три персональных выставки: «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М, проект в Выксе и последняя — «Обед» в Самаре. Даже если сравнивать первую и последнюю выставки 2022 года — разница огромная. К сожалению, мне кажется, катализатором этого роста послужила ситуация в мире.

ТЫ САМ ЧУВСТВУЕШЬ ПРОРЫВ ИЛИ КАЖЕТСЯ, ЧТО МОГЛО БЫТЬ И ЛУЧШЕ?

Мне всегда кажется, что могло быть и лучше. Хочется думать намного глубже, идти намного дальше.

А КАКИЕ ТЕМЫ ВОЛНОВАЛИ ТЕБЯ В НАЧАЛЕ ГОДА И В КОНЦЕ, ОНИ ТОЖЕ ИЗМЕНИЛИСЬ?

Да, если раньше я больше рассказывал про бытовые конфликты, то последняя выставка уже сильно отличается — все как будто получило развитие и некий буст. Я попытался сделать несколько работ на одну тему и написал очень большой текст, полноценный рассказ. Это малоприятное чтиво, но оно подытоживает мое отношение к тому, что сейчас происходит. Да и в целом последняя выставка более жестокая, хлесткая и бескомпромиссная, а еще она более абсурдная, чем раньше. Вообще чем сильнее абсурд нарастает в реальном мире, тем сильнее он нарастает в моем творчестве. Я должен соответствовать тому, что происходит, а происходит — безумие.

Я ЗНАЮ, ЧТО ТВОИ РАБОТЫ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮТСЯ ДЛИННЫМИ НАЗВАНИЯМИ, В КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧЕНЫ ЦЕЛЫЕ ИСТОРИИ. ПОМНЮ, НА BLAZAR ТЫ БЕСПОКОИЛСЯ ОБ ИХ ОТСУТСТВИИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ЧАСТЬ РАБОТЫ. КАК ОНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ?

Я за ними охотился и ходил на улицу, изучал окружающее пространство. Сейчас я от этого немного отошел, хотя по-прежнему черпаю вдохновение в окружающем меня городе — Воронеже. Все мое искусство, в основном связано, с ним, за исключением резиденции в Выксе, в которой я был месяц и окунулся в другую атмосферу.

ЭТО ВЫРВАННЫЕ ИЗ КОНТЕКСТА, УСЛЫШАННЫЕ И УВИДЕННЫЕ ТОБОЙ СИТУАЦИИ?

Нет, это доведенные до абсурда мои комментарии к увиденному. В последних работах, кажется, я зашел еще дальше.

  • Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»
    Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»
  • Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»
    Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»
  • Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»
    Выставка «Поверх» в резиденции «Выкса»

Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже

К ПОСЛЕДНЕЙ ВЫСТАВКЕ ТЫ НАПИСАЛ ПРЯМ ОТДЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ К РАБОТАМ?

Я его подготовил только сейчас. В ноябре у меня была выставка в Самаре, в ОССИ «МИ» — это небольшое самоорганизованное пространство в квартире. Кстати, думаю, именно такое сейчас будет наиболее востребовано, чтобы не подставляться и более изящно обходиться со своим искусством. Так вот ребята также делают зины, и мы с ними в коллаборации создаем и мои, в котором будет рассказ, посвященный выставке.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЗИНЫ СЕЙЧАС ТОЖЕ ПРИОБРЕТУТ ОСОБУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ И СТАНУТ НОВЫМ САМИЗДАТОМ.

Зины и есть фактически самиздат. Я понимаю, что запрещают некоторые книги, но цензура в меньшей степени затрагивает литературу. Мы по-прежнему можем покупать достаточно спорные произведения. Например, я нашел Масодова в обычном книжном магазине. По-моему, это провокационная литература. Тот же Сорокин продается свободно. Если бы я был на месте тех людей, кто принимает эти решения, то, в первую очередь, запрещал бы подобное, — по-настоящему провокационное и неожиданное, что заставляет подумать в том числе и нестандартно.

КОГДА-ТО В ДРУГОМ НАШЕМ ИНТЕРВЬЮ ТЫ ГОВОРИЛ О ТОМ, ЧТО НЕ ХОЧЕШЬ УЕЗЖАТЬ ИЗ ВОРОНЕЖА, И СЕЙЧАС УПОМЯНУЛ ТО, ЧТО ЭТОТ ГОРОД ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ. ТЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПЛАНИРУЕШЬ ТАМ ОСТАВАТЬСЯ?

Да, я по-прежнему хочу оставаться в Воронеже. Надеюсь, мне не придется делать сложный выбор, хотя понимаю, что может быть всякое. Я привязан здесь к родственникам и не хотел бы отдаляться от них, потому что моя помощь периодически нужна. Если я куда-то испарюсь, то никто не поможет им, надеяться особо не на кого. Конечно, мне хотелось бы повидать мир, но боюсь, что сейчас мир не даст мне успокоения и вдохновения, куда бы я ни поехал. В Воронеже я по крайней мере с друзьями, знакомыми и любимыми.

А АРТ-СРЕДА В ВОРОНЕЖЕ ТАКАЯ ЖЕ АКТИВНАЯ, КАК РАНЬШЕ, ИЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Мы встречаемся, разговариваем, у нас все еще течет своя жизнь. Я бы сказал, что внешних проявлений — типа выставок, публичных программ, артист-токов — стало меньше. Жизнь не остановилась, но немного притормозила, и все заняли выжидательную позицию. У всех есть планы, что радует, никто не думает бросать заниматься искусством. С одной стороны, жизнь есть, а с другой — она будто крадется.

ПОКА ТЫ РАЗВИВАЛСЯ, ТО ЧУВСТВОВАЛ ОТОРВАННОСТЬ ОТ АРТ-ТУСОВКИ В МОСКВЕ ИЛИ ПИТЕРЕ, ИЛИ ЭТО РАССТОЯНИЕ ТЕБЕ НЕ ПОМЕШАЛО ОСТАВАТЬСЯ НА ВОЛНЕ?

Безусловно, отдаленность ощущается, но я сам по себе нелюдимый человек. Даже в Воронеже я редко куда-то выбираюсь, поэтому для меня расстояние не играло важной роли. Хотя понятно, что для карьеры успешного и востребованного художника нужно быть в гуще событий. У меня с этим сложные отношения: мой путь художника какой-то кривой.

На мой взгляд, произошедшие изменения в мире также на этом отразились. Раньше нужно было находиться в этой тусовке, пытаться общаться, попасть на глаза или в галерею к кому-то, а сейчас — это все будто лишено смысла. Кажется, все сильно запуталось, и художнику, как минимум, нужно быть внимательнее при выстраивании новых контактов. Само собой сам я невнимателен.

  • Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже
    Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже
  • Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже
    Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже
  • Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже
    Выставка «Место под текст» в галерее Х.Л.А.М в Воронеже

КСТАТИ, В 2022 ГОДУ ТВОИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ КАК РАЗ ТОЖЕ БЫЛИ НЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГОРОДАХ.

Да, но единственные продажи за прошлый год были только на Cosmoscow. Тот объем работ, который я родил, не продается. Я не говорю, что у всех не продается, просто у меня довольно специфические картины, такое случайно не будут покупать.

КАК ТЫ РАБОТАЕШЬ? У ТЕБЯ ЕСТЬ ГРАФИК ИЛИ ВСЕ ПРОИСХОДИТ ИМПУЛЬСИВНО?

Я стараюсь работать по графику, но это не всегда получается. Иногда может вмешаться другая работа или произойти что-то неожиданное. Я стараюсь выстраивать день так, чтобы была возможность и поработать, и побыть в качестве художника. У меня есть расписание: я встаю, стараюсь сделать зарядку, повторяю английские слова, а в целом — ничего особенного, просто уделяю время всему.

У ТЕБЯ НЕТ ОТДЕЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ, ВСЯ РАБОТА ПРОИСХОДИТ ТАМ, ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ? КАЖЕТСЯ, ТЫ СЕЙЧАС ПЕРЕШЕЛ НА БОЛЬШОЙ ФОРМАТ. НАВЕРНОЕ, В МАЛЕНЬКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕ ОЧЕНЬ УДОБНО СОЗДАВАТЬ БОЛЬШИЕ КАРТИНЫ.

Да, у меня однокомнатная квартира. К счастью, работы я храню еще и на другой квартире. Там как раз все ими забито. Если бы они хранились тут, то у нас не было бы возможности развернуться.

Пространство, в котором я работаю, буквально метр на метр, я как-то пытаюсь там писать, корячусь, ставлю холсты на табуретки. Но у меня никогда не было отдельной мастерской и как будто все происходящее говорит, что она мне не особо-то и нужна. Я справляюсь здесь.

ЗА КАКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ТЫ СЛЕДИШЬ?

Я не назову ничего сверхъестественного. Может, я лучше назову писателей?

ДА, Я СЕЙЧАС ТОЖЕ ПОДУМАЛА ОБ ЭТОМ. ТЫ ВЕДЬ ПЛОТНО СВЯЗАН С ТЕКСТОМ И САМ ГОВОРИШЬ, ЧТО СЕЙЧАС НАПИСАЛ РАССКАЗ. МОЖЕТ ТЫ ДАЖЕ СМОГ БЫ ПОСОВЕТОВАТЬ КАКИЕ-ТО КНИГИ?

Мне нравится фантастика. Я очень вдохновился Стругацкими, уже прочитал несколько книг. Хорошие писатели Уильям Гибсон, Фрэнк Герберт (он сейчас у всех на слуху, написал цикл «Хроники Дюны»), китайский писатель Лю Цысинь — тоже пишет хорошую современную фантастику. Из русских писателей: Лимонов, Елизаров и Сорокин. Еще пытаюсь читать «Благоволительниц» Джоната Литтела. Могу посоветовать книгу Сергея Мохова «Антропология русской смерти», тоже интересная. Вообще хочется побольше читать и развивать свое письмо.

  • Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
    Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
  • Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
    Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
  • Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
    Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
  • Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров
    Выставка «Обед» в пространстве ОССИ «МИ», Самара. Фотограф: Кирилл Гуров

ТЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕШЬ НАД ЧЕМ-НИБУДЬ?

Да, в феврале будет групповая выставка в галерее Наковальня. Еще будет групповая выставка воронежских художников в галерее Szenа, и в «Арсенале» пройдет выставка по итогам резиденции в Выксе.

НЕ ХОТЕЛ БЫ ЕЩЕ ПОРАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ?

Да, я хочу. В нынешнее время это то, что нужно. Еще пытаюсь наладить работу со звуком. Хочется переключиться с живописи на текст и звук и развиться в этих направлениях. Наверное, сейчас действительно все сильно поменялось в моем искусстве. Но это конечно не означает что я брошу живопись.

КАКИМИ ПРОЕКТАМИ ЗА 2022 ГОД ТЫ ОСОБЕННО ГОРДИШЬСЯ?

Не то чтобы горжусь, но мне нравятся прошлогодние проекты. Проект в Выксе неплохой, потому что как раз его отобрали для выставки, он оказался актуальным и интересным. Последняя выставка «Обед» — моя любимая. Тот ком, который за ней последовал, с переосмыслением и большим текстом, как это все росло и как так получилось, кажется интересным. Выставка «Место под текст» в Х.Л.А.Ме, может, прошла не так безупречно с художественной точки зрения, но она дала очень серьезный повод задуматься, куда я пойду дальше. Там же я первый раз работал с серьезным куратором.

ПРОВОКАЦИОННЫЙ ВОПРОС! КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ХУДОЖНИК ИЛИ ХУДОЖНИЦА?

Когда я задумывался над тем, кого подразумеваю, когда говорю «воронежский художник», на кого ориентируюсь, то понял, что пытаюсь совмещать. Мне нравится живопись Кирилла Гаршина. Если говорить про концептуальную составляющую, то это Коля Алексеев. Абсурдная ирония и балагурство — Ваня Горшков, конечно. Да и наши совместные работы на улице с Яном Посадским не прошли даром, хотя их уже давно нет. Меня все вдохновляют я многих не назвал, и что-то от них я будто бы взял, но при этом выделить кого-то одного не могу.

КСТАТИ, А НЕ СОБИРАЕШЬСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

У меня было несколько эскизов, но они слишком провокационные, поэтому я решил их не делать. У нас в Воронеже есть памятник фронтовому почтальону, который разносит письма и рядом с ним отдельный объект в виде треугольного конверта. Была идея поработать с этим образом, и представить его в современных реалиях. Но сейчас этот памятник итак стал сам по себе мощным высказыванием.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Дима drugazine, Кирилл Гуров

07 February, 2023