Выставка «Смешанная техника»: художники о взаимодействии с новым в своих практиках
3 марта 2023 в пространстве ЦЕХ * открылась выставка «Смешанная техника». В экспозиции представлены результаты совместной творческой лаборатории студий «Тихая» и dreamlaser — двух креативных объединений Нижнего Новгорода, работающих в сфере искусства с разными медиумами и технологиями. На выставке зрители смогут увидеть работы художников-резидентов студии «Тихая» — Лены Лисицы, Антона Морокова, Якова Хорева и Владимира Чернышёва — созданные с помощью мультимедийных технологий.
Выставка открыта до 9 апреля.
Антон Мороков
Занимался саунд-артом
КАК ТЕБЕ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ С НОВЫМИ ТЕХНИКАМИ?
Для меня такой опыт стал максимально позитивным и состоит из двух вещей: опыт первого взаимодействие с профессиональным музыкантом и опыт создания произведения, которое по форме состоит только из звука. Нельзя сказать, что звук является чем-то скрытым, недоступным и неочевидным — он присутствует даже в пустом галерейном пространстве, с молчащими произведениями. Но попытка заполнить и создать лабиринт — и физический, и аудиальный — оказалась довольно захватывающей. К тому же, мне кажется, мы создали самую неинстаграмную и сложно-красиво-документируемую инсталляцию.
БУДЕШЬ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ВНОВЬ?
Только если хватит терпения моему соавтору Антону Колодяжному, так как без его профессионализма я бы не смог выжать абсолютно ничего из задуманного.
ЗАХОТЕЛОСЬ ЛИ ИЗУЧИТЬ ИХ ЕЩЕ ГЛУБЖЕ?
Так как по большей части я работаю с текстом в виде графической системы знаков, то выход из плоскости в объемное звучание выглядит, конечно же, логичным продолжением моих художественных практик. Поэтому безусловно это техническое направление манит и завлекает.
КАК ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОМОГЛО ЛУЧШЕ УЗНАТЬ СЕБЯ КАК ХУДОЖНИКА?
Звук — это медиум, который от меня всегда ускользал, и я не мог даже думать о его значении и влиянии. Благодаря формату лаборатории и специфике произведения мне пришлось поискать у себя наличие музыкального слуха и уже на площадке вместе с Антоном Колодяжным исправлять и корректировать звучание каждой записи, каждого угла, закоулка и колонки.
Лена Лисица
Училась моделировать и печатать скульптуры на 3D-принтере, а композитор Варфоломей Ремов писал музыку, созвучную ее идеям
КАК ТЕБЕ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ С НОВЫМИ ТЕХНИКАМИ?
Наконец-то. Наконец-то можно сделать то, что давно хотелось и привлечь звук.
БУДЕШЬ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ВНОВЬ?
Да. Как только представится возможность. Идеи имеются.
ЗАХОТЕЛОСЬ ЛИ ИЗУЧИТЬ ИХ ЕЩЕ ГЛУБЖЕ?
Если не изучить, то наблюдать за развитием техники и способах взаимодействия с ними.
КАК ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОМОГЛО ЛУЧШЕ УЗНАТЬ СЕБЯ КАК ХУДОЖНИЦУ?
Никак. Мне дали возможность реализовать давнюю идею, и я ею воспользовалась. И огромное спасибо команде за их терпение и профессионализм.
Яков Хорев
Создавал интерактивную видеоинсталляцию на основе интервью, которые брал у посетителей ЦЕХа и «Тихой»
КАК ТЕБЕ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ С НОВЫМИ ТЕХНИКАМИ?
Летом 2023 года, во время моей выставки Playground в студии «Тихая», я понял, что игровая площадка как место коммуникации и адаптации — это образ моего творчества. Возможности dreamlaser позволяют оттачивать собственное сообщение. Поэтому я хочу пользоваться цифровым медиумом как можно чаще при условии, что это действительно оправданно.
Большая часть общения происходила онлайн (такой постковидный эффект), поэтому цифровой формат спиралей весьма органично переносит вопросы моих собеседников. Если, например, в предыдущем проекте «Желания» в резиденции Vyksa Air желания жителей города собирались в живых интервью или через специальные бумажные формы на станциях в публичных местах, то здесь почти все с самого начала было онлайн.
Я представляю, что дальше мои проекты, где будет присутствовать общение с людьми, будут иметь более широкую географию, возрастное, профессиональное и гендерное разнообразие. Например, сегодня путешествуя по Индии, я много общаюсь с жителями этой страны, путешественниками со всего мира. Так недавно я провел интервью с трансгендерной персоной по имени Микки, которые считает себя gender fluid и просит обращаться к ним как они или they/them на английском. Опыт этого интервью только подтвердил, что мы все разные, но нуждаемся в самовыражении и принятии.
Сейчас я разрабатываю проект про одно сообщение, которое человек мог бы сказать всему миру или "If you could say one thing to the world, what would it be?" В этом контексте люди с разной географией предполагают онлайн общение, поэтому нули и единицы мне нужны так же, как и аналоговый мир.
КАК ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОМОГЛО ЛУЧШЕ УЗНАТЬ СЕБЯ КАК ХУДОЖНИКА?
Первые задумки по проекту с dreamlaser заключались в использовании мощностей лаборатории для взаимного обучения и профессионального роста. Поэтому в начале я интервьюировал коллег из «Тихой», круг знакомых, сотрудников dreamlaser (только тех, кто хотел участвовать, конечно). Например, общаясь с художницей Леной Лисицей, я лучше узнал, какой бэкграунд стоит за ней и как публичное сообщение отличается от личного. Одна из задач моего проекта — научиться слышать не только свои вопросы (с ними у меня уже давно есть взаимодействие), а именно вопросы моих собеседников. Я учусь прислушиваться к речи людей, с которыми я общаюсь. Это помогает стать эмпатичнее, а значит — сохранять надежду на мир.
Владимир Чернышёв
Проводил эксперименты по преобразованию смолы, которую он часто использует в своих работах, с помощью лазера
КАК ТЕБЕ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ С НОВЫМИ ТЕХНИКАМИ?
Для меня опыт участия в лаборатории стал своеобразным экспериментом, который будет продолжаться до конца выставки. Мне всегда было интересно смещение акцента внимания с результата и законченной работы на ее изменения в режиме реального времени. В случае с «Солнцем» изменения происходят под воздействием высокой температуры светового лазерного луча на канифоль — основной материал, из которого состоят инсталляция. В результате такого воздействия мы можем наблюдать, как инсталляция плавится, постепенно стекая и темнея.
БУДЕШЬ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ВНОВЬ?
Я не первый раз использую свет, в качестве инструмента для плавки материалов во время монтажа инсталляций. Так, например, растапливался гудрон в случае с «Бассейном». Но идея показать этот процесс в режиме реального времени для меня новая, и я бы хотел поработать в этом формате в будущем.