17-я Стамбульская биеннале

Новости

Автор: Анастасия Лобачёва

08 November, 2022

17 сентября, на год позже из-за пандемии, в Стамбуле началась биеннале. Рассказываем о том, что сейчас на ней происходит, какие площадки можно посмотреть и почему выставка кажется менее интересной на фоне предыдущих.

Биеннале будет открыта до 20 ноября.

Стамбульская биеннале — одна из старейших выставок современного искусства международного формата, которая проходит с 1987 года. Это событие неизменно входит в топ влиятельных биеннале со всего мира, но, тем не менее, именно Стамбульская — отличается неклассическими подходами — проекты прямо под водой в Босфорском заливе, большое количество саунд-арта, неожиданные площадки, которые располагаются вне традиционных «белых кубов» галерей и музеев, но охватывают весь город — хамамы, старые школы, сады, заброшенные дома и даже яхта около Принцевых островов. На фоне европоцентричной Венецианской биеннале — Стамбульская будто бы больше обращена к разным странам и культурам. Здесь можно было увидеть и фильм Бертилль Бак о противостоянии жителей дома в Бангкоке, которому грозил снос; и посетить звуковую инсталляцию турецкой художницы Хейл Тенгер в саду летнего дома патриарха Александрийского Софрония, где звучали стихотворения о власти и жадности; или пройтись по инсталляции, которая занимала целый дом, художника египетского происхождения Махмуда Халеда, — «Дом-музей плачущего незнакомца», посвященной задержанию пятидесяти двух человек, задержанных на плавучем гей-баре в Каире в 2001 году.

17-я Стамбульская биеннале должна была состояться еще в 2021 году, но из-за пандемии короновируса ее перенесли на 2022 год. Кураторами стали директор Центра современного искусства в Сингапуре — Уте Мета Бауэр, индийский художник и кинорежиссер Амар Канвар и писатель, куратор и доцент Национального университета Сингапура — Дэвид Тех. Если раньше каждая биеннале отличалась строгим выбором темы, то сейчас никакого направления и названия объявлено не было, вместо этого кураторы предложили переосмыслить проблемы пандемии и дать почву, на которой, даже когда биеннале закончится, продолжится диалог и искусство будет жить.

Представленные проекты оказались довольно-таки оппозиционными. Директор биеннале Биге Эрер для статьи The Art Newspaper призналась, что «когда только биеннале планировалась, мы постоянно искали различные способы донести правду до мира. Если традиционные источники информации не позволяют свободно общаться, как можно использовать такие форматы, как поэзия и фестиваль пельменей, например, чтобы сказать то, что мы хотим сказать? Есть так много новых и тонких способов говорить свободно». Если у вас возник вопрос, причем же здесь фестиваль пельменей, то отвечаем — это один из проектов биеннале — Dumpling Post, публикация из трех частей, посвященная социальным и политическим явлениям и распространяемая онлайн и в печатном виде на выставочных площадках. Вдохновением для этого проекта послужил фестиваль пельменей, организованный Фондом Гранта Динка в Стамбуле 26 октября 2019 года как ответ на неоднократный запрет правительством на проведение конференции по «Социальной, культурной и экономической истории Кайсери и его региона между 1850-1950 годами».

И, действительно, используя порой тонкие и аккуратные способы высказаться, художники и художницы говорят и о проблемах исчезновения азиатских буйволов, и о войне в Афганистане, и о неповиновении и сопротивлении в разных странах. Разберем несколько площадок, на которых в этом году расположилась Стамбульская биеннале.

Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren

Центральная высшая греческая школа для девочек

Адрес: Ağahamam Maç Sokak No: 40 Katip Mustafa Çelebi, Beyoğlu
Открыто каждый день с 10:00 до 18:00 кроме понедельника.

Эта площадка уже не в первый раз используется Стамбульской биеннале. Однако именно в этом году организаторы решили расположить видеоарт в учебном кабинете. С 1999 года здесь все сохранилось в нетронутом виде: старые парты, стены с облупленной краской, портреты политических лидеров на стенах. Среди этого антуража, иногда прямо на партах, разместились экраны и планшеты, на которых демонстрируется «Архив неповиновения» турецкого художника Кан Алтая — видео из разных уголков мира с протестами и демонстрациями. Пройдя в самый конец выставки, вы увидите двери в заброшенный то ли спортивный, то ли актовый зал, на сцене которого размещена инсталляция с фигурами протестующих женщин. Впрочем, кажется, что эффектность самой площадки перекрывает выставленные произведения искусства, которые теряются в столь самобытной старой греческой школе.

  • Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Disobedience Archive [Ders Bitti] curated by Marco Scotini in an exhibition setting by Can Altay. Photograph by Sahir Uğur Eren

Cooking Section. Photograph by Sahir Uğur Eren

Галерея Büyükdere35

Адрес: Boğazkesen Street. No:76/BFiruzağa, Beyoğlu
Открыто каждый день с 10:00 до 18:00 кроме понедельника.

Недалеко от первой площадки в галерее Büyükdere35 расположена сайт-специфик инсталляция лондонского коллектива Cooking Sections. Художники решили осветить локальную проблему исчезновения буйволов, которая связана со строительством аэропорта на болотах, где обитают эти животные. Работа Wallowland создана после их четырехлетнего исследования и вписана в пространство галереи в виде традиционного турецкого магазина десертов, где за 50 лир зрителям предлагают попробовать каймак (густые сливки) или сютлач (рисовый пудинг) из местного молока. Здесь особенно хочется отметить работу художников с локальным контекстом.

  • Cooking Section. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Cooking Section. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Cooking Section. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Cooking Section. Photograph by Sahir Uğur Eren

Carlos Casas. Photograph by Sahir Uğur Eren

Туннель

Адрес: Gazhane Bostanı Sok.Gümüşsuyu, Beyoğlu
Открыто каждый день с 10:00 до 18:00 кроме понедельника.

В туннеле длиной 200 метров установлена аудиовизуальная композиция испанского художника Карлоса Касаса — «Циклоп». Заходя в темный коридор, где из освещения есть лишь красные и синие полоски подсветки под потолком, зрителей буквально оглушает звук, которые эхом разносится по всему туннелю. Вам предлагается прогулка по работе, которая создавалась под впечатлением военных разработок времен Муссолини — некая труба, в которой проводились исследования турбулентности и трения. Даже в описании к проекту присутствуют упоминания оружия массовых пыток и контроля. Проходя сквозь этот длинный и тревожный туннель, ощущаешь страх и желание поскорее покинуть это место. Но тот самый свет в конце туннеля обнадеживает и на выходе понимаешь, что все когда-нибудь заканчивается.

  • Carlos Casas. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Carlos Casas. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Carlos Casas. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Carlos Casas. Photograph by Sahir Uğur Eren

Evrim Kavcar & Elif Öner. Photograph by Sahir Uğur Eren

Пространство Performistanbul

Адрес: Dibek Sokak No: 32 Hacımimi, Beyoğlu
Открыто каждый день с 10:00 до 18:00 кроме понедельника.

В этом месте зрителям предлагают познакомиться со «Словарем чувствительных звуков» — проектом художественного дуэта Эврим Кавкар и Элиф Онер. С 2018 года они вместе работают над книгой, в которой фиксируются те самые «чувствительные звуки» от разных людей. В представленной инсталляции художницы показывают, как они пытаются изобразить и описать эти звуки, какие методы используют: с помощью перьев, камней, листьев, или какие берут шрифты для текста книги. На первом этаже выставлена видео-документация перформанса, в котором актер пробует изобразить своим телом эти странные звуки. Так, например, можно увидеть, как по мнению актера и художников, выглядит звук проезжающей машины, которая чистит водой асфальт, или звук жидкости, которая вытекает из губки, когда ее сжимают.

  • Evrim Kavcar & Elif Öner. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Evrim Kavcar & Elif Öner. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Evrim Kavcar & Elif Öner. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Evrim Kavcar & Elif Öner. Photograph by Sahir Uğur Eren

Taloi Havini. Photograph by Sahir Uğur Eren

Хамам Чинили

Адрес: İtfaiye Caddesi No: 44 Zeyrek, Fatih
Открыто каждый день с 10:00 до 18:00 кроме понедельника.

Отреставрированное пространство хамама должно было открыться только к 2023 году, однако специально для Стамбульской биеннале эта площадка открыла свои двери уже в этом году. Здесь в двух частях — мужской и женской — установили саунд-арт работы художницы Талой Хавини родом из Папуа-Новой Гвинеи и итальянского художника Ренато Леотта. Концертино для моря — работа Ренато Леотта — посвящена его многолетнему изучению экосистемы дна Средиземного моря. Вторая работа Талои Хавини, представляет собой многоканальную звуковую композицию, состоящую из песнопений океанских путешественников с острова Бука, записей звуков гидролокатора и инструментальной пьесы музыканта Бена Хакалица. Именно во втором зале посетители частенько ложатся в середине на пьедестал хамама, смотрят в звездный купол и наслаждаются этим миксом медитативных звуков.

  • Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren
  • Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren
    Renato Leotta. Photograph by Sahir Uğur Eren

На фоне предыдущих годов, 17-я Стамбульская биеннале сильно отличается своей простотой. Несмотря на то, что все-таки здесь есть интересные проекты, предыдущие выставки высоко подняли планку и, к сожалению, в этом году ее не получилось перепрыгнуть: раздельно каждая площадка классно работает как самостоятельный проект, но все вместе — не восхищает глубиной и проработкой темы, как это было раньше. Возможно, свой отпечаток наложила пандемия. У кураторов не было возможности встретиться лично, и даже приехать в Турцию заранее и познакомиться с площадками. Планирование всей программы полностью перешло в онлайн-режим.

Однако есть ощущение запоздалости выбранного курса для всей 17-й биеннале. И хотя среди работ можно найти те, что посвящены последствиям войны, — серия видео художницы Лиды Абдул — не хватило проектов, которые бы громко и прямо говорили о новой реальности. Например, 12-я Стамбульская биеннале была более острой: посвященная художнику Феликсу Гонзалесу-Торресу она называлась «Без названия» и была поделена на 5 тем — «Без названия (Абстракция)», «Без названия (Росс)» (прим.ред – Росс — это любовник художника, умерший от СПИДа раньше Феликса) «Без названия (Смерть от выстрела)», «Без названия (Паспорт)», «Без названия (История)». Здесь можно было найти документацию перформанса «Выстрел» Криса Бурдена; продырявленное пулями солдатское одеяло; позолоченные объекты, напоминающие стреляные гильзы Криса Мартина; репортажная фотография Эдди Адамса, на которой изображен уличный расстрел пленного вьетконговца; видео французского коллектива Claire Fontaine где чьи-то руки быстро-быстро ставят штампы в паспорта. Возможно, это некий ответ на события Арабской весны 2010 года.

Куратор 13-й Стамбульской биеннале и вовсе изменила концепцию под давлением протестов, поводом для которых послужил снос парка Гези, а причина — недовольство политикой властей страны. Немецкий художник Томас Шефер представил на выставке исследование, посвященное Стамбулу, доказывающее бессмысленность любого перекраивания города. Художница Хито Штейерль представляла лекцию-перформанс «Является ли музей полем битвы?», где говорила о производителях оружия, которые выступают спонсорами крупных мировых музеев и выставок. Проект египтянина Басима Магди — абстрактные фото пейзажей и натюрмортов, которые сопровождались комментариями «В каждом тонком жесте нарастала революция» или «Любой пейзаж — замаскированное кладбище».

Можно понять, что раньше Стамбульская биеннале была полем для громких дискуссий и ярких проектов. Но в этом году на протяжении всего посещения выставки чувствуется некоторая неуместность и отрешенность от глобального контекста и мировых новостей. Как будто бы переосмыслять проблемы коронавируса — уже поздно, а людей больше волнует угроза мировых вооруженных конфликтов и ядерной катастрофы.

Новости

Автор: Анастасия Лобачёва

08 November, 2022