“Vyksa festival” 2023: developing the complicity culture

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: by the organizers

06 July, 2023

In 2023, the “Vyksa Festival”, hosted with support of “OMK-Uchastie” foundation, was live from June 23 to 25, and from June 30 to July 2. The program of the festival turned out to be very wide and colorful: concerts, cinema screenings, exhibitions, market, and even promenade theatrical plays, during which the visitors could meet the locals, who would treat guests with food cooked by family recipes.

This year’s theme is “All inclusive”, and it’s dedicated to inclusivity in general sense — the theme of including completely different people into the context of art in order to create community. Our magazine visited the festival and learned how one can find thinkmates thanks to artistic practices, and why complicity means caring about oneself and other people.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

«Студия РАЗ»

В культурном центре «Волна» круглый год проходят мастер-классы по созданию мозаики. Родители с детьми, подростки, пожилые люди создают работы, которые становятся частью коллективного панно, находящегося около центра на электробудке. Куратором и художником проекта стала Катя Бочавар, фрагменты мозаики собираются по ее эскизам. На самом фестивале у посетителей студии появилась возможность не следовать за художниками и выложить рисунок теми цветами, которые им больше нравятся, участвуя в своего рода терапии. Эти небольшие мозаики точечно украсят общественные пространства города.

Одна стена уже полностью покрыта и переливается разными цветами. Она сделана из отходов — стеклянных бутылок, которые в большом количестве выбрасывают. Все они повторяют природные цвета — воды, зелени, земли, — из-за чего работы сразу притягивают. Голубое стекло получают из-под бутылок водки «Озерная», зеленое — из-под вина, коричневое — из-под пива, а синее, самое редкое, — из-под вина «Молоко любимой женщины». Это не только объединяющий, но и экологически значимый проект, дающий вторую жизнь бутылкам.

Сейчас электробудка насчитывает более 1000 мозаичных квадратов, и это не предел: уже в следующем году Катя Бочавар вместе с художницей Ириной Кориной планируют заполнить все стены, на одной из которых появится их работа. Бочавар, рассказывая в культурном центре об этом проекте, отмечает, что в мастер-классах участвуют не ради того, чтобы забрать сделанное — для людей важно выразить себя и находиться в творческом состояние рядом с другими. Аудитория была самой разной:

«И когда я увидела в первые дни группу мальчиков-подростков, я была просто в шоке. Я думала, придут детки, может быть, бабушки с ними. И мы действительно их уговаривали: бабушка садилась рядом, и я спрашивала: "Может, вы тоже попробуете?", — но она отвечала: "Нет, я лучше посижу".

Потом я увидела, как вовлекаются целые семьи. Кто-то приходил на первые свидания — вообще самые невероятные события случались. Благодаря этому мы складываем целое панно, а жители Выксы говорят: "Я ходил, видел свою работу и сразу ее узнал — это очень-очень приятно!"».

Выксунская майолика

На фасаде Ближнепесоченской школы находится не менее масштабное панно, сделанное из майолики. В его создании под руководством Кати Голотвиной принимали участие школьники разных возрастов, которые прошли все этапы производства майолики, в том числе сложные технические процедуры. Даже директор школы приложила к этому руку.

Материалом для глазури, покрывавшей майолику, стал 200-летний шлак удивительной красоты. Он образовывался в ходе переплавки железной руды на местных заводах. Им засыпали дороги — его и сейчас можно встретить в центральном парке Выксы. Огородники, которые находят куски шлака у себя на грядках, просто кидают их в пруд, потому что они мешают расти овощам. Авторы выксунской майолики бережно собрали его и стали искать нужную форму:

«Мы закидываем шлак в печь, и у нас получаются фантастические образцы. И мы совершенно точно можем провести много экспериментов и понять, какая будет реакция — пока мы в процессе. Но невозможно просто поплавить камни в печи и остановиться. Хотим продолжать эти эксперименты с майоликой и действием. Они о том, как много мы можем делать вместе, потому что этот проект без соучастников невозможен».

На одной из встреч ученики вместе с Катей обсуждали философию Ханны Арендт, посвященную необходимости действовать, и живопись Матисса с его яркими цветами и первобытными формами. Дети и подростки рассказали о своих страхах, сомнениях и планах на будущее, выразив все это в собственных эскизах. Одна из девочек нарисовала комикс со знаками вопроса, сказав, что хотела бы не переставать задаваться ими и в дальнейшем.

В создании майолики участвуют не только дети: несколько мам решили помочь Кате с покрытием работ. Они приходили в школу каждую неделю в один из вечеров. Художницу поразила их готовность участвовать в том, на что требуется довольно много времени, но для женщин это была отдушина — возможность отвлечься от быта и начать творить.

Проект-лаборатория «Социальный огород»

С мая 2023 года под руководством художницы Юлии Левин стали проводиться встречи, связанные с совместным выращиванием культур. Изначально растения находились в разных частях города, но ко второму уикенду фестиваля объединились в один огород на «Маркете на пятаке». Участники посадили зелень, бобы, горох, фасоль, лук, укроп, пряности, кукурузу, овес, пшеницу и даже лаванду.

В выращивании принимали участие НКО и культурные организации, создавая на своих площадках место для сотрудничества: ими стали дворец культуры им. Лепсе, детский центр «Созвездие», центр инклюзивного творчества «Марсель» и многие другие. И, конечно, к «Социальному огороду» присоединились жители города. Мотивация была разной: кто-то хотел найти единомышленников, кто-то — попробовать хобби, которым сложно заниматься в квартире. Для многих это была возможность проявить себя и послушать советы тех, кто в этом разбирается лучше, благодаря чему между людьми создавались связи. Инициатива напоминала советский опыт, связанный с теплицами в школах.

2 июля прошел обед, для которого все собирали урожай и готовили из него салат. При приготовлении использовали и то, что продавалось на маркете — например, масло, на ходу экспериментируя со вкусом. Огород стал практикой для взаимодействия незнакомых людей разных возрастов и развивал добрососедство. Об этом написано и в Манифесте:

«Мы, садовники-художники-горожане и трудящиеся, верим в то, что выращивание растений — это не только способ обеспечить себя пищей, но и проявление нашей заботы о растениях и друг друге. Мы стремимся к тому, чтобы наша деятельность была направлена на создание гармоничного социального пространства. <…>

Мы стремимся к тому, чтобы выращивание растений стало искусством, которое объединяет людей. Мы создаем сообщество, где каждый может поделиться своим опытом и получить помощь от других участников».

Как «Социальный огород», так и другие партисипаторные практики — это возможность научиться заботиться о себе и других, стать достаточно чутким и вместе создать пространство для взаимодействия. «Выкса-фестиваль» показал, как можно это сделать, преодолевая дистанцию между искусством и жизнью и создавая сообщество.

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: by the organizers

06 July, 2023