«Выкса-фестиваль» 2023: развивая культуру соучастия
В 2023 году «Выкса-фестиваль», организованный при поддержке фонда «ОМК-Участие», проходил с 23 по 25 июня и с 30 июня по 2 июля. Программа оказалась обширной и насыщенной: концерты, кинопоказы, выставки, маркет, спектакли-променады, во время которых можно было познакомиться с местными жителями, угощавшими блюдами по семейным рецептами.
Тема этого года, «Все включено», связана с инклюзивностью в широком смысле — включением в контекст искусства самых разных людей и созданием сообщества. Наш журнал посетил фестиваль и выяснил, как можно найти единомышленников благодаря художественным практикам и почему соучастие — это забота о себе и других.
«Студия РАЗ»
В культурном центре «Волна» круглый год проходят мастер-классы по созданию мозаики. Родители с детьми, подростки, пожилые люди создают работы, которые становятся частью коллективного панно, находящегося около центра на электробудке. Куратором и художником проекта стала Катя Бочавар, фрагменты мозаики собираются по ее эскизам. На самом фестивале у посетителей студии появилась возможность не следовать за художниками и выложить рисунок теми цветами, которые им больше нравятся, участвуя в своего рода терапии. Эти небольшие мозаики точечно украсят общественные пространства города.
Одна стена уже полностью покрыта и переливается разными цветами. Она сделана из отходов — стеклянных бутылок, которые в большом количестве выбрасывают. Все они повторяют природные цвета — воды, зелени, земли, — из-за чего работы сразу притягивают. Голубое стекло получают из-под бутылок водки «Озерная», зеленое — из-под вина, коричневое — из-под пива, а синее, самое редкое, — из-под вина «Молоко любимой женщины». Это не только объединяющий, но и экологически значимый проект, дающий вторую жизнь бутылкам.
Сейчас электробудка насчитывает более 1000 мозаичных квадратов, и это не предел: уже в следующем году Катя Бочавар вместе с художницей Ириной Кориной планируют заполнить все стены, на одной из которых появится их работа. Бочавар, рассказывая в культурном центре об этом проекте, отмечает, что в мастер-классах участвуют не ради того, чтобы забрать сделанное — для людей важно выразить себя и находиться в творческом состояние рядом с другими. Аудитория была самой разной:
«И когда я увидела в первые дни группу мальчиков-подростков, я была просто в шоке. Я думала, придут детки, может быть, бабушки с ними. И мы действительно их уговаривали: бабушка садилась рядом, и я спрашивала: "Может, вы тоже попробуете?", — но она отвечала: "Нет, я лучше посижу".
Потом я увидела, как вовлекаются целые семьи. Кто-то приходил на первые свидания — вообще самые невероятные события случались. Благодаря этому мы складываем целое панно, а жители Выксы говорят: "Я ходил, видел свою работу и сразу ее узнал — это очень-очень приятно!"».
Выксунская майолика
На фасаде Ближнепесоченской школы находится не менее масштабное панно, сделанное из майолики. В его создании под руководством Кати Голотвиной принимали участие школьники разных возрастов, которые прошли все этапы производства майолики, в том числе сложные технические процедуры. Даже директор школы приложила к этому руку.
Материалом для глазури, покрывавшей майолику, стал 200-летний шлак удивительной красоты. Он образовывался в ходе переплавки железной руды на местных заводах. Им засыпали дороги — его и сейчас можно встретить в центральном парке Выксы. Огородники, которые находят куски шлака у себя на грядках, просто кидают их в пруд, потому что они мешают расти овощам. Авторы выксунской майолики бережно собрали его и стали искать нужную форму:
«Мы закидываем шлак в печь, и у нас получаются фантастические образцы. И мы совершенно точно можем провести много экспериментов и понять, какая будет реакция — пока мы в процессе. Но невозможно просто поплавить камни в печи и остановиться. Хотим продолжать эти эксперименты с майоликой и действием. Они о том, как много мы можем делать вместе, потому что этот проект без соучастников невозможен».
На одной из встреч ученики вместе с Катей обсуждали философию Ханны Арендт, посвященную необходимости действовать, и живопись Матисса с его яркими цветами и первобытными формами. Дети и подростки рассказали о своих страхах, сомнениях и планах на будущее, выразив все это в собственных эскизах. Одна из девочек нарисовала комикс со знаками вопроса, сказав, что хотела бы не переставать задаваться ими и в дальнейшем.
В создании майолики участвуют не только дети: несколько мам решили помочь Кате с покрытием работ. Они приходили в школу каждую неделю в один из вечеров. Художницу поразила их готовность участвовать в том, на что требуется довольно много времени, но для женщин это была отдушина — возможность отвлечься от быта и начать творить.
Проект-лаборатория «Социальный огород»
С мая 2023 года под руководством художницы Юлии Левин стали проводиться встречи, связанные с совместным выращиванием культур. Изначально растения находились в разных частях города, но ко второму уикенду фестиваля объединились в один огород на «Маркете на пятаке». Участники посадили зелень, бобы, горох, фасоль, лук, укроп, пряности, кукурузу, овес, пшеницу и даже лаванду.
В выращивании принимали участие НКО и культурные организации, создавая на своих площадках место для сотрудничества: ими стали дворец культуры им. Лепсе, детский центр «Созвездие», центр инклюзивного творчества «Марсель» и многие другие. И, конечно, к «Социальному огороду» присоединились жители города. Мотивация была разной: кто-то хотел найти единомышленников, кто-то — попробовать хобби, которым сложно заниматься в квартире. Для многих это была возможность проявить себя и послушать советы тех, кто в этом разбирается лучше, благодаря чему между людьми создавались связи. Инициатива напоминала советский опыт, связанный с теплицами в школах.
2 июля прошел обед, для которого все собирали урожай и готовили из него салат. При приготовлении использовали и то, что продавалось на маркете — например, масло, на ходу экспериментируя со вкусом. Огород стал практикой для взаимодействия незнакомых людей разных возрастов и развивал добрососедство. Об этом написано и в Манифесте:
«Мы, садовники-художники-горожане и трудящиеся, верим в то, что выращивание растений — это не только способ обеспечить себя пищей, но и проявление нашей заботы о растениях и друг друге. Мы стремимся к тому, чтобы наша деятельность была направлена на создание гармоничного социального пространства. <…>
Мы стремимся к тому, чтобы выращивание растений стало искусством, которое объединяет людей. Мы создаем сообщество, где каждый может поделиться своим опытом и получить помощь от других участников».
Как «Социальный огород», так и другие партисипаторные практики — это возможность научиться заботиться о себе и других, стать достаточно чутким и вместе создать пространство для взаимодействия. «Выкса-фестиваль» показал, как можно это сделать, преодолевая дистанцию между искусством и жизнью и создавая сообщество.