Что читать о кураторстве?

ПОДБОРКИ

Фото: предоставлены героиней материала

25 August, 2022

Ира Нетбай, отвечающая в команде «Объединения» за коммуникацию с художниками и покупателями, провела это лето за подготовкой к поступлению в Garage Academy и успешно поступила. Редакция журнала внимательно следила за коллегой, советовала книги и попросила Иру составить список из прочитанного о кураторстве. Делимся им с нашими читателями.

ВЫСТАВКА КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ: ХАРАЛЬД ЗЕЕМАН

Книга-продолжение магистерской диссертации Марианы Рокетт Тейшейра издательства V-A-C Press. За три главы и 200 страниц можно проследить историю становления кураторского феномена на примере карьерного становления Зеемана — одного из родоначальников курирования в искусстве.
Это книга-исследование с органично вплетенной меланхолией автора, размышлениями о свободе, поиске, призвании. Одна из частей книги посвящена проекту «Дедушка такой же первооткрыватель, как и мы», новаторской выставке 1974 года, изменившей ход культурной истории.

«Куратор хотел рискнуть и ступить в доселе неизведанные области, разными способами исследуя свой медиум и выступая за «субъективную теорию гармонии», согласно которой выставка способна принести пользу окружающим лишь в том случае, когда я превращаю ее в свое личное средство выражения».

КУЛЬТУРА КУРАТОРСТВА И КУРАТОРСТВО КУЛЬТУР(Ы). ПОЛ О'НИЛ

Из серии Garage Pro. Философичное рассуждение о становлении современного кураторства на примере 80-х и 90-х, когда произошло смещение фокуса художник-куратор, о кураторстве как средстве медиации, о его различных формах, глобальном курировании и культуре биеннале. Вся теория сопровождается примерами выставочных проектов (с картинками!), отрывками из эссе, исследований и публикаций. Читается сложно, что-то на стыке философии и культуры, но в этом прекрасный шанс расширить личную терминологию и покорить собеседников!

«Кураторство превратилось во что-то наподобие подписи. То, что некогда характеризовало работу художника, теперь можно отнести и к работе куратора. <…> Основным вопросом в размышлении о значении индивидуальных кураторский практик является стиль, и сегодня вопрос не в том, автор ты или куратор, но какой ты автор».

ВЫСОКАЯ ЦЕНА: ИСКУССТВО МЕЖДУ РЫНКОМ И КУЛЬТУРОЙ ЗНАМЕНИСТОСТИ

Та же любимая Garage Pro, но уже с другого и менее философского ракурса — экономического. Здесь все о пути искусства как актива, определение его ценности и стоимости, о правилах игры и борьбе за успех, о том, почему все это столько стоит.
Помимо прочего, в книге также освещаются аспекты других профессий в сфере культуры — дилеров, критиков, галеристов, аукционистов, коллекционеров. И важная часть отводится рефлексии о значимости личности и авторства.
Если хотите научиться играть по правилам этого рынка — книга для вас!

«И если боязнь рынка отрицает роль рыночных условий в художественной практике, то эйфория перед рынком, наоборот, возводит рынок в статус меры всех вещей».

СПРАВОЧНИК КУРАТОРА ОТ ЭНДРИАНА ДЖОРДЖА

Прямое руководство к действию для будущего куратора — от определения кураторства до рекомендаций по созданию выставки. Здесь есть все: бюджет, полиграфия, монтаж, вернисажи. Книга написана очень структурно (что я люблю!) и уместно обрамлена цитатами выдающихся личностей, что добавляет структуре шарма. Можно перескакивать между главами в зависимости от актуальности без ущерба смыслам. Очень полезная настольная книга для теоретической подготовки к практической реальности!

«Кураторство — это на 20% талант и вдохновение и на 80% руководство, работа в команде и управление. Придется думать наперед и полагаться на шестое чувство. Без первых 20% успешная выставка невозможна, но любую идею легко испортить, не сумев организовать процесс ее реализации».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУРАТОРСТВА. ХАНС УЛЬРИХ ОБРИСТ

Наверное, это маст-рид для каждого интересующегося этой сферой. Сама книга построена как сборник интервью с кураторами и директорами всемирно известных музеев и поднимает тему трансформации современного искусства сквозь развитие экспозиционных решений и музейных практик. Это отличный исторический и биографический нарратив для знакомства с истоками кураторства через призму к нему причастных и понимания, как началось все то многообразие, свидетелями которого нам повезло оказаться.

«Ах, из чего складывается хорошая экспозиция? Это действительно сложный вопрос! Хорошая экспозиция — это когда произведение искусства может послать вам сигнал. <…> Я имею в виду, что произведение искусства вступает в глубокий диалог со зрителем. <…> Я думаю, что куратор обязан быть невероятно чувствительным. Вот чем, по моему мнению, определяется хорошая экспозиция — чувствительностью к характеру искусства».

ПОДБОРКИ

Фото: предоставлены героиней материала

25 August, 2022