Что читают преподаватели Московской школы современного искусства

ПОДБОРКИ

Автор: Марина Анциперова

28 July, 2022

Спросили у директора и преподавателей Московской школы современного искусства, какие книги они могли бы посоветовать нашим читателям и узнали много интересного: провокационное исследование частной жизни в отеле, книга о традиционной антропологии и современном состоянии общества, альбом о том, как коллаж стал самостоятельной техникой в современном искусстве и многое другое.

Михаил Левин

Директор MSCA

Gerhard Richter: Wald
 
Для меня Герхард Рихтер не только один из величайших ныне живущих художников и живописцев нашей эпохи, но и один из величайших изобретателей формата «книги художника». Для данной книги он создал 285 потрясающих фотографических деталей очень густого леса возле своего дома в Ханвальде — это почти абстрактные изображения. Как всегда у Рихтера, у него энциклопедическое желание сгруппировать все. Где-то ветки, где-то бревна, где-то диагонально растущие деревья, где-то горизонтальные, где-то вертикальные. Потом он вставил текст из лесохозяйственного журнала, но воспроизвел слова в случайном порядке. Получается есть эти очень структурированные фотографии деревьев, которые он делал во время своих ежедневных прогулок, объединенные с текстом в очень сложную книгу, которую Рихтер оформил сам — так что это полноценное произведение искусства. Кажется, что находишься почти на прогулке, если читаешь эту книгу, путешествуя по лесу, по беспорядочно расположенному тексту и устанавливая свои собственные связи.
 
The Hotel by Sophie Calle
 
Конфиденциальность, которая вроде как присутствует везде в наши дни, но при этом и нигде. В 1981 году Софи Калле устроилась на работу горничной ради искусства. В отеле в Венеции французская художница спрятала камеру и магнитофон в ведро для швабры. Убираясь, она вуайеристски и методично документировала личные вещи гостей; их постельные принадлежности, книги, открытки и туалетные принадлежности. Она рылась в мусорных баках, дневниковых записях, письмах и семейных фотографиях. Она подслушивала споры, секс и пользовалась духами, которые ей не принадлежали. «Отель», впервые изданный как отдельная книга на английском языке, представляет собой провокационное исследование частной жизни, ее отсутствия и того, что фрагментарное имущество может рассказать о нашей жизни — все это рассказано через вещи, которые никогда не предназначались для Калле или для нашего созерцания.
 
Robert Smithson: The Collected Writings edited by Jack Flam
 
Роберт Смитсон, скульптор и лэнд артист, наиболее известный благодаря своей знаменитой работе «Spiral Jetty» —  вихрю скал в штате Юта, расположенному на берегу Большого Соленого озера. В этой книге он очень доходчиво пишет обо всем: о других художниках, о своем собственном процессе, о стоимости билетов на поезд, сигаретах и краске, дорогах, архитектуре, общественных проблемах, идеях, решениях. Идеальная книга для тех, кто интересуется пространством, временем, системами, инженерией и будничной жизнью очень важного художника 20-го века.

Фёдор Тощев

Лектор MSCA
 
«Не-места. Введение в антропологию гипермодерна» Марка Оже, впервые изданная в 1992 году — книга, которая изменила мое представление о том, как можно смотреть на ландшафт и понимать его в историко-культурном срезе. Эта работа сильно скорректировала мой антропологический взгляд на местность, куда я любил ездить и проводить исследования. Она написана очень доступным языком и в тоже время достаточно упорядоченно наводит мосты между традиционной антропологией и современным состоянием общества. Определения, данные Оже в этой книге, являются ключевыми для многих художников, работающих с медиумом фотографии. 
 
Есть такой класс произведений, которые не теряют свою актуальность с течением времени. Перечитывая их раз в 2-3 года, всегда находишь что-то новое. Это редкое свойство. По мере приобретения личного опыта меняется прочтение и актуализируются новые смыслы. Такой работой, например являются эссе «Фотография» Зигфрида Кракауэра (1927) и «Camera lucida» Роланда Барта (1980). «Не-места» Оже я отношу к этой категории аналитических произведений и люблю периодически к нему возвращаться.
 
Очень мне нравится сборник статей Роберта Смитсона «The Collected Writings» (University of California Press. 1996). Люблю его искусство и тексты. Вообще, когда практик еще и пишет о тех явлениях и процессах, с которыми работает, это всегда дает возможность проследить как теория воплощается в конкретном произведении искусства и наоборот. Своего рода инсайд от автора.
 
Из сравнительно недавних приобретений очень люблю изучать книгу о работах Jiuseppe Penone «The Inner Life of Forms» (Gagosian. 2019). Она ретроспективно показывает этапы его творчества. Интересно было узнать ход рассуждений художника о ландшафте и его связи с человеком, об экологии этих отношений. В книге много статей разных авторов, сопровождаемых эскизами Пеноне и фотодокументацией его работ.

Аня Мохова

Преподаватель скульптуры MSCA

The Age of Collage
Contemporary Collage in Modern Art

Колллаж с начала 20-го века стал самостоятельной техникой в современном искусстве, и к нему обращались художники таких направлений, как Кубизм, Футуризм, Сюрреализм и других. Для меня эта книга — кладезь интересных приемов для поиска идей и эскизирования моих проектов. Для каждого художника в книге отведено несколько страниц с описанием практики и биографии, а главное — работы в потрясающем качестве печати на плотной матовой бумаге. Каждый коллаж в этой книге — отдельная история, наполненная смыслами. Более того, удивительно разнообразие подходов к этой технике и использованные материалы: газеты, журналы, страницы из книг, купюры, старинные и новые фотографии.

Joseph Cornell
Wanderlust

Я очень люблю привозить книги, изданные специально для групповых выставок или ретроспективы одного автора. Книги, которые издает Royal Academy of Arts всегда наполнены глубоким исследованием жизни и творчества автора и настолько прекрасно оформлены, что еще и становятся предметом декора в интерьере. Я помню, что меня настолько заворожила выставка американского художника, скульптора Джозефа Корнелла, что мне захотелось забрать ее кусочек с собой. В ней — путь автора, его вдохновение, жизненные и творческие поиски. Особенно мне оказались близки его магически объединенные к коробках «сокровища»: найденные объекты, которые в соединение в одной «коробке» друг с другом рождают поэтические смыслы. Так, каждый раз, когда я открываю эту книгу — как будто снова хожу по залам академии погруженная в созданный Корнеллом мир. Сейчас, наверное, это редкая находка.

Conversations on Sculpture
В редакции Гленн Харпер и Твайлин Моер

Эта книга примечательна тем, что в ней собраны интервью скульпторов, в которых они сами рассказывают про свою практику, процессы и материалы. Очень часто голос критика и голос автора — два разных вектора. Мне, как скульптору, конечно, хочется узнать от первого лица, почему тот или иной художник выбрал для себя тот путь, которому он следует. В книге собраны интервью интересных для меня авторов: Фольфганга Лайба, Энтони Гормли, Рэйчел Уайтред и других. В ней можно узнать, почему тот или иной художник в какой-то момент внезапно решил сменить масштаб работ, как пришел к использованию определенного набора материалов, каким образом повседневная жизнь и путешествия повлияли на создание новых серий и проектов. Эта книга раскрывает авторов не только как деятелей искусства, но и рассказывает о них с человеческой стороны, как будто вы сидите в баре и делитесь историями своей жизни.

ПОДБОРКИ

Автор: Марина Анциперова

28 July, 2022