“This is a bit of a mindfuck”. Ria Keburia and Lidiya Russkova-Khasaya talk new exhibition “Unfolding”

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Mikhail Makarenko

01 March, 2023

On February 15th, the Ria Keburia Foundation in Georgia opened its doors to Lidiya Russkova-Khasaya's exhibition, "UNFOLDING". Inside the exhibition space is a white cube with an infinite blue sky, which feels like a much-needed respite for all of us.

During our conversation with Lidiya and Ria, we explored the impact of this project on the audience, the healing power of art, and what sets the Georgian art scene apart from the rest of the world.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ ДРУГ С ДРУГОМ?

Лидия Русскова-Хасая: О Рии я слышала давно и у нас были общие знакомые, но лично мы не общались. Я знала, что она сделала фонд и очень радовалась их росту и успехам, потому что сама родом из Грузии — мой папа грузин. Это была важная новая институция, особенно для регионов. Я долго работала и занималась художественной деятельностью, развитием, а когда задумалась о том, чтобы выйти на новый уровень и делать международные проекты, то Грузия была логичным для меня шагом. Если честно, это представлялось маловероятным, но куратор, с которым я сотрудничаю, представила мое портфолио и проект Рие.

Рия Кебурия: Так как у нас есть профессиональный круг общения, то друзья-кураторы сами посоветовали мне Лидию как художника. Я всегда самостоятельно подбираю авторов для выставок в фонде, и очень заинтересовалась проектом Лидии.

Я ЗНАЮ, ЧТО ЛИДИЯ ЕЩЕ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ РЕЖИССЕР, А РИЯ РАБОТАЛА ДИЗАЙНЕРОМ. КАК БЭКГРАУНД ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЕТ ВАМ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Лидия Русскова-Хасая: Для меня неразделимы миры, в которых я проявляю себя и что-то создаю, но, конечно, требуются различные навыки. Я воспринимаю все одинаково — для меня это площадки для выражения своих идей и своего видения. Касаемо театральной истории, это очень помогает в плане взаимодействия с пространством: ты смотришь на то, как оно может тебе помочь и как ты можешь в нем лучше раскрыть свои объекты и создать условия для восприятия работ зрителем. Также у меня есть перформансы, и это тоже переплетается с театром. Я изучала и снимала фильмы — это помогает в создании видео-арта. Благодаря навыкам, наработанным в других сферах, можно более слаженно и четко показать то, что хочется выразить.

Рия Кебурия: Одно дело, когда ты художник и продолжаешь им быть, другое — когда ты трансформируешься во что-то еще. У меня был тяжелый процесс этой трансмиссии. Я была авангардным дизайнером, художником-постановщиком и у меня тоже был профиль перформативного искусства. Потом все изменилось, я оказалась в кругу очень приятных и больших художников, и, поработав с ними, я поняла, что мне нужно построить такой shelter space, защищенный дом для всех них. Я нашла для себя более спокойное место в профессиональной среде. Мир моды был в регуляциях, дедлайнах и стрессе. Пройдя через это, я поняла, что в таком мире я лишь теряю свои качества, поэтому мне нужно было что-то ретритное и спокойное, и я была бы дедлайном сама для себя.

Конечно, для того, чтобы организовать фонд, пришлось поучиться, — я закончила магистратуру в Лондоне. Посмотрев на мир искусства со стороны, я поняла, что фонд мне ближе всего по сущности. Прежде всего, не будет напора извне. Как раз с этого началась идея о некоммерческой организации, потому что я уже слишком настрадалась из-за коммерции. Я хотела дать людям мгновенный или даже long-term experience, который бы их просто заворожил и они бы остались с этой историей. Идея быть рассказчиком — все равно осталась со мной, и я ее успешно реализую в коллаборациях с художниками.

Из видео Лидии Руссковой-Хасая "Cleansing", показанного на выставке UNFOLDING

ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ХОТЕЛИ СОЗДАТЬ В РЕЗИДЕНЦИИ НЕКИЙ SAFE SPACE. РАБОТА ЛИДИИ КАК РАЗ ТОЖЕ ПРО ЭТО. МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, О ЧЕМ ЭТА РАБОТА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ ВАС?

Лидия Русскова-Хасая: Для меня важно не навязывать то, что я хотела сказать как художник, чтобы зритель не воспринимал это через призму моего видения, чтобы у него была возможность для генерации своих идей. Хотелось создать пространство, которое какое-то время сможет оторвать человека от бесконечного информационного поля, погрузить в себя и провести время с комфортом. Моя идея куба была в том, чтобы человек мог зайти туда и сделать что угодно, что ему приятно делать в моменте. Посидеть в небе, ощутить себя в том, что не складывается в голове, потому что небо повсюду: и на полу, и на потолке. Это такой немного mindfuck: когда Рия зашла туда, то сказала, что у нее закружилась голова. Это даже физическая реакция на пространство, что очень классно.

Рия Кебурия: Я никогда не вмешиваюсь в креативный процесс художника и смотрю на созданное произведение искусства уже на этапе монтажа. И я очень обрадовалась этой медитативной теме, потому что акцент всего нашего пространства сделан на отдыхе. Мы стремимся к тому, чтобы художники могли выехать из города, рутины и уйти в некий ретрит. Фонд находится в Кахетии, вокруг большие степи и луга, большое небо — и оно постоянно разное, с яркими закатами и рассветами. Небо, которое отражено в работе Лидии, как раз совпало с нашей тематикой и атмосферой Кахетии.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ТАКОЕ ИСКУССТВО И СОЗДАНИЕ SAFE SPACE СЕЙЧАС АКТУАЛЬНО, УЧИТЫВАЯ ОБЩУЮ МИРОВУЮ КАТАСТРОФУ? И ВООБЩЕ ИСКУССТВО МОЖЕТ ИСЦЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ?

Рия Кебурия: Я считаю, что искусство — главный целитель. Я даже видела множество примеров: художники и просто люди с ментальными проблемами видят в искусстве спасение и тянутся к нему. Это не слова, брошенные на ветер, это стойкое убеждение.

Лидия Русскова-Хасая: Я думаю, что 100%. Это может быть целительно как для одного человека, так и для группы людей. Я помню, как увидела “Гернику” Пикассо в Мадриде и получила такую мощную эмоцию, что мне захотелось разделить этот опыт с кем-то, кто мне близок. Я много работаю со светом и планирую работать со звуком, потому что это все может оказать позитивное влияние на человека и его самоощущение. Хочется поле объекта искусства перенести в поле ощущения, хоть это и звучит эфемерно.

Классно, когда в пространстве города есть паблик-арт, он помогает переосмыслить место и дать ему новое прочтение, учитывая его исторический облик. Мне очень интересен ленд-арт, как раз у Рии в фонде есть скульптурный парк, что для художников невероятная возможность. Кажется, это довольно уникальная история в мире, потому что многие приобщаются к искусству через подобный подход. Да и вообще сочетание искусства со стихиями, с небом, со светом — очень мощное средство выражения. Это то самое safe space, куда человек может прийти и поменять оптику видения окружающего мира. Такие художники, как Джеймс Таррелл, наши проводники в мир того, как из объекта можно при желании создать эмоцию и ощущение.

Я еще вспомнила про важность ощущений, которые может вызвать искусство. Например, Марк Ротко — его работы я увидела в 14 лет в музее Вашингтона и невероятная сила цвета произвела мощное впечатление.

Из видео Лидии Руссковой-Хасая "Cleansing", показанного на выставке UNFOLDING

РИЯ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВАША РЕЗИДЕНЦИЯ ОТ ДРУГИХ? КАКОЕ У НЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.

Рия Кебурия: Очень сложно говорить про себя. Резиденций в Грузии — не так много, но они все очень разные. Например, арт-вилла Гарикула, которая по формату нечто другое и очень дикое. Одно дело, когда художник ищет личный комфорт — у него может быть свой номер, трехразовое питание и есть грантовые сопровождения, к которому можно обратиться, а другое — некий wild space. Я не могу сказать, что лучше или хуже, это совершенно разные вещи. Кто-то наоборот жаждет ярких ощущений и адреналина. Мы же больше про комфорт и чтобы все было в одном месте и доступно резидентам.

ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТЛИЧАЕТСЯ АРТ-СЦЕНА В ГРУЗИИ ОТ ВСЕГО МИРА?

Рия Кебурия: Я, конечно, путешествовала максимально много, но в последнее время уделяю время в основном резиденции. Меня это очень радует, потому что чем больше я работаю над ней, тем больше интернациональных дорог открывается перед нами. Сейчас у нас есть международное сотрудничество, которое позволяет грузинским художникам ездить в партнерские резиденции в другие страны. Мы совсем недавно построили эти мосты и это стало глобальной вещью, которая нужна нам как маленькой стране, в которой мало развития. Даже арт-институций не особо много, поэтому в Грузии есть чувство клаустрофобии из-за тесноты и того, что все друг друга знают.

Лидия Русскова-Хасая: Ощущение, что сейчас в Грузии очень активно развивается сцена современного искусства — и бизнес, и институциональная история. Это не может не радовать. Я думаю, в скором времени тут может появиться хорошо развитый арт-рынок.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО В РЕЗИДЕНЦИИ RIA KEBURIA ПОЯВИЛАСЬ ОТДЕЛЬНО ПРОГРАММА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И ХУДОЖНИЦ, КОТОРЫЕ ВЫНУЖДЕННО ПОКИНУЛИ РОССИЮ И БЕЛАРУСЬ. КАЖЕТСЯ, ТАКАЯ ПРОГРАММА ЕДИНСТВЕННАЯ В СВОЕМ РОДЕ ДЛЯ ГРУЗИИ. МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КАК ОНА ПОЯВИЛАСЬ И ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЕЕ ЗАПУСТИТЬ?

Рия Кебурия: Они появились по своей воле — нас нашли две грантовые программы: Artists in Exile и Artist at Risk. Они принадлежат разным фондам и кураторам, которые продвигают эти идеи и нацелены на то, чтобы находить художников, которые попали в зоны риска, и давать им возможность совершить путешествие на лечебный ретрит в резиденцию. Я считаю, это очень благодарное дело. Многие художники и художницы высказались против (здесь было слово, запрещенное в РФ) и их начали преследовать, что повлекло за собой вечное состояние побега. Я поняла, что резиденция для таких артистов — способ просто выехать и отойти от этого мира и места, чтобы психологически отдохнуть.

Лидия Русскова-Хасая: При общении с художниками в резиденции было крайне приятно слышать, что они благодарно относятся к проекту, спокойны и в восторге от время, проведенного здесь.

  • Фото с сайта riakeburia.com
    Фото с сайта riakeburia.com
  • Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Федоры Акимовой
    Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Федоры Акимовой "Chapel"
  • Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Shota Saganelidze
    Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Shota Saganelidze "GEORGIAN DANCE"
  • Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Sepo
    Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Sepo
  • Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Elena Goroshek
    Фото с сайта riakeburia.com. Скульптурный парк арт-резиденции, работа Elena Goroshek "Sisicus"

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ ХОРОШЕЕ ИСКУССТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛОХОГО?

Рия Кебурия: Я думаю, это зависит от человека и его интерпретации. В первую очередь, это дело вкуса. Опять же, without bad taste there is no good taste. Это даже зависит от психотипа человека: если арт близок к человеку, то он считает его хорошим.

Лидия Русскова-Хасая: Насчет хорошего и плохого искусства — я ничего не буду говорить, потому что я не критик, а художник. Классно, когда это честное, искреннее высказывание и оно соответствует тебе. Через свое искусство ты должен транслировать свои ценности. Я так это чувствую.

Я ЗНАЮ, ЧТО У ВАС БЫЛ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. НА ЧТО ЭТО ВЛИЯЕТ И ПОМОГАЕТ ЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Лидия Русскова-Хасая: На меня это оказало гигантское влияние, я много лет жила на Манхэттене и в Бруклине. Когда я училась в школе Upstate New York, там была преподавательница по visual arts, которая впервые показала, что такое концептуальное искусство и как через концепцию выражать свои идеи. Я ей очень благодарна. Даже просто иметь доступ к выставкам и коллекциям такого уровня, которые есть в Нью-Йорке, — это большая удача и возможность. Там довольно дорогие билеты в музеи, но я помню, что часто ездила в Metropolitan museum на бесплатные экскурсии, которые водили историки искусства. Это был мой досуг и часть образования.

Ну, и, конечно же, открытия! Каждые выходные миллион галерей, куда можно пойти и изучить, как работает арт-индустрия. В Америке ты видишь свободу проявления, смелость в искусстве и личности художника. Я работала ассистентом художника в мастерских, жила в Гарлеме у семьи, чья племянница была художником и писала очень честные портреты меньшинств. Это визуально производило на меня большое впечатление. Обучение в США было крутой возможностью, и я надеюсь, что в искусстве я показываю плоды этого.

НЕТ ПЛАНОВ ВЕРНУТЬСЯ ТУДА И ПОРАБОТАТЬ?

Лидия Русскова-Хасая: Конкретного плана нет, но есть намерение. Я специально ездила на Art Basel, чтобы найти какие-то контакты. Очень хочется показать искусство там и быть частью глобального комьюнити. Это касается не только Америки, но и всего мира. Например, сейчас в Мексике — тоже невероятное скопление талантов. Конечно, есть желание делать свою международную карьеру, и мы работаем над этим всей командой.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДОСТИГНУТ ЛИ ТОТ ЭФФЕКТ ОТ РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАКЛАДЫВАЛСЯ? ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ВАШИ ОЖИДАНИЯ?

Рия Кебурия: Я приехала посмотреть выставку одна, чтобы мне никто не мешал. Когда я зашла в куб, то поняла, что сама концепция себя оправдала — получилось невесомое пространство. Панорамный момент выстраивания стен сработал. Конечно, Лида очень много нервничала и работала над этим, но, в итоге, я очень обрадовалась, что все вышло, как надо. Заходя внутрь, чувствуешь себя изолированным и при этом обретаешь невесомость, наверное, из-за того, что весь паттерн вокруг одинаковый. Действительно, чуть-чуть кружится голова и кажется, что сейчас упадешь, потому что не понимаешь, откуда идет сила притяжения. Я была рада, что у Лиды все получилось, потому что она хотела сделать интерактивный объект, который может что-то сделать с людьми.

Лидия Русскова-Хасая: Для меня было классным открытием, что люди хотели делиться своими впечатлениями. Самое важное для меня то, что эта выставка вызвала у людей желание высказаться и поразмышлять. Наверное, это говорит о том, что я выполнила то, что хотела и даже больше. Я теперь лучше знаю, как использовать свет и масштабы.

Из видео Лидии Руссковой-Хасая "Cleansing", показанного на выставке UNFOLDING

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Mikhail Makarenko

01 March, 2023